РОБЕР КАМПЕН (Флемальский мастер)

Ок. 1380—1444

Троица. Мадонна с Младенцем (диптих)

1430-е гг. Дерево, масло. 34,5 X 24,5 см.(каждая створка)

Робер Кампен. Троица, Мадонна с Младенцем / www.kulturamira.ru Небольшой дубовый складень, на левой створке которого изображена "Троица", на правой — "Мадонна с Младенцем", был выполнен в 30-е годы XV века, в период становления и расцвета нидерландской живописи. В настоящее время большинство исследователей отождествляет его автора с живописцем Робером Кампеном, работавшим в городе Турне. Первоначально создателя диптиха условно называли Мастером с мышеловкой, затем Мастером алтаря Мероде и, наконец, Мастером Флемальского алтаря или просто Флемальским мастером>. Последнее название возникло из ошибочного предположения, что главная работа художника была написана для аббатства Флемаль.

Эрмитажный диптих — памятник переходной эпохи, в котором новшества сочетаются с консервативными традициями прошлого. Изображение "Троицы", символичное и отвлеченное, основано на иконописной схеме, выработанной в предшествующую эпоху. Фигуры кажутся застылыми и угловатыми. Восседающий на троне бог отец отрешен от всего земного, преисполнен величия и торжественности.

В "Мадонне с Младенцем" почти нет ничего традиционно иконописного. Мадонна — молодая нидерландская женщина, с простыми и даже грубоватыми чертами лица. Она пеленает Младенца и, чтобы не беспокоить его прикосновением холодной руки, греет ладонь у камина. Сцена проникнута поэзией тихой, будничной жизни, настроением спокойствия, домовитости и уюта. Картина дает представление о той обстановке, в которой жили нидерландские бюргеры XV века.

Художник выписал мельчайшие детали и, любуясь каждой вещью, сумел передать их фактуру, объем, плотность, вес. Предметы предстают перед нами во всей осязательной конкретности: мы видим, как сверкает бронза умывальника, как туго накрахмалено белоснежное полотенце; чувствуем, как мягок мех, как выпуклы шляпки многочисленных гвоздей, скрепляющих ставни окна; мы ощущаем слабое поблескивание каменных плиток пола.

Создавая диптих, Робер Кампен успешно использовал введенную в употребление Яном ван Эйком технику масляной живописи. "Троица" и "Мадонна с Младенцем" отличаются необычайной красотой колорита, основу которого составляют холодноватые, красный и синий цвета.

Диптих поступил в музей в 1845 году из собрания Д. П. Татищева в Петербурге.