www.KulturaMira.ru

 
 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.

Испанская живопись XVI—XVII вв.

Немецкое искусство XVI-XIX вв.

Нидерландское искусство XV—XVII вв.

Французская живопись XVII—XVIII вв.

Импрессионисты

Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая

Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.

Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)

Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока

 

Шедевры Эрмитажа / французские мастера XIV—XVIII веков

НИКОЛА ПУССЕН

1594-1665

Танкред и Эрминия

1630-е гг. Холст, масло. 98,5 x 146,5 см.

Никола Пуссен «Танкред и Эрминия». Фрагмент / www.kulturamira.ru В творчестве Никола Пуссена наиболее полно воплотились принципы французского классицизма XVII века. Основой искусства художника были поиски нравственного и эстетического идеала. Во всем, начиная от сюжета и кончая исполнением картины, он стремился достигнуть гармонии, соединяющей и мудрость мысли, и героические характеры, и безупречную ясность живописного языка. Пуссен искал темы для своих произведений главным образом в Библии или античной истории. Но нередко, особенно в ранний период творчества, он обращался и к литературным сюжетам, чаще всего к поэзии. Его очень привлекала рыцарская поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», полная волшебных приключений, неожиданных и запутанных коллизий. Ряд полотен художника навеян стихами Тассо, а к одному из эпизодов поэмы он обращался дважды: в Эрмитаже и в картинной галерее Бирмингема хранятся его картины на сюжет «Танкред и Эрминия». Эрмитажный шедевр принадлежит к тем полотнам, в которых наиболее ярко раскрывается лирическая сторона таланта Пуссена: его строгий рационализм отступает перед искренним драматизмом, глубоким психологизмом, страстной напряженностью переживания.

Предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, находит его раненым после поединка с великаном Аргантом. Оруженосец Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело Танкреда, а Эрминия, в безудержном порыве любви и сострадания, отсекает мечом свои волосы, чтобы перевязать ими раны рыцаря. Почти все на полотне спокойно — бессильно лежит на земле Танкред, застыл над ним Вафрин, неподвижны кони, тело Арганта распростерто в отдалении, пустынен и безлюден пейзаж. Но в это застывшее безмолвие врывается патетическое движение Эрминии, и все вокруг загорается отраженным светом ее неудержимого душевного взлета. Неподвижность делается напряженной, сильные и глубокие красочные пятна сталкиваются друг с другом в резких контрастах, проблески оранжевого заката на небе становятся угрожающими и тревожными. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику.

Даже для трагической сцены Пуссен нашел строгие и простые художественные формы. Именно этот величавый лаконизм делает «Танкреда и Эрминию» шедевром редкой эмоциональной силы.

Картина приобретена для Эрмитажа в 1766 году из собрания художника Аведа в Париже.

предыдущая картина ... следующая картина


 



 

главная

© Все права сохранены. KulturaMira.ru