ФРА БЕАТО АНДЖЕЛИКО ДА ФЬЕЗОЛЕ (Гвидо ди Пьетро)

1400—1455

"Мадонна с Младенцем, Святыми Домиником и Фомой Аквинским"

1420-40. Фреска. 196x184 см.

Фра Беато Анджелико да Фьезоле. Мадонна с Младенцем, Святыми Домиником и Фомой Аквинским / www.kulturamira.ru Доминиканский монах Гвидо ди Пьетро, принявший после пострига имя Джованни, привлек внимание современников своим бесспорным выдающимся талантом, как и благочестивой жизнью. В 1984 г. он был официально причислен к лику блаженных.

Его современники, потрясенные видом фресок, именовали скромного монаха из Фьезолы как Беато, что значит "блаженный". Также упоминая его имя присоединяли эпитет Анджелик, что значит "ангельский". Со времением это прозвание заменило имя Гвидо ди Пьетро, и во всем мире он прославился как Фра Беато Анджелико да Фьезоле.

Произведениям фра Беато характерны созерцательность и мягкий лиризм. Он считается последним художником, в работах которого прослеживается отжившая средневековая наивность в период, когда натурализм и гуманизм Ренессанса покорял Европу. Хотя в целом его работы напоминают стиль Джотто, однако в них также прослеживаются новые веяния, отличающие произведения флорентийских мастеров, такие как объемность форм, передача перспективы, придание глубины изображению. Нежные образы, созданные Беато Анджелико, объединяют в себе реализм и романтизм, присущий Мадоннам Симоне Мартини, особенно в "Благовещении". Симрение, кротость, целомудрие, благочестие, глубокая вера, по свидетельству современников, были свойственны характеру Фра Джованни, и это, бесспорно, можно увидеть и во всех его работах.

Роспись "Мадонна с Младенцем, Святыми Домиником и Фомой Аквинским" изначально украшала стену зала капитула монастыря во Фьезоле. Когда монастырь был упразднен, фреску вырезали вместе с частью цены. Позднее ее продали с аукциона.

В коллекции Эрмитажа также хранится ранняя работа благочестивого художника - "Мадонна Симрения". Предполагают, что она была написана 1420-е годы, однако некоторые исследователи выдвигают версию, что она была создана еще раньше. Этой алтарной панели прослеживается влияние творчества Дона Лоренцо Монако, монаха камальдульского ордена в монастыре дельи Анджели, который, возможно был одним из первых учителей фра Беато Анджелико.