ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

1798-1863

Марокканец, седлающий коня

1855 г. Холст, масло. 56 X 47 см.

Слева внизу: Eug Delacroix, 1855

Эжен Делакруа. Марокканец, седлающий коня / www.kulturamira.ru Эжен Делакруа — ярчайший представитель французских романтиков — в 1832 году совершил путешествие по Алжиру и Марокко, которое произвело на него неизгладимое впечатление. Сделанные во время этого путешествия сотни эскизов, рисунков и акварелей послужили источником вдохновения художника. Большапя часть его произведений навеяны воспоминаниями о месяцах, проведенных в Северной Африке.

В своих алжирских и марокканских полотнах Делакруа искал не педантичную точность этнографии, не мелочное правдоподобие типов, одежды, обычаев, пейзажей — подлинной художественной правдой была для него та атмосфера свободолюбия, яркости и полноты жизни, которая поразила его в Африке после тусклой прозаичности буржуазной Франции. Чтобы передать красоту жизни мужественных и гордых людей среди суровой вольной природы, художник не стремился к занимательности повествования — самый простой эпизод он умел наполнить высокой значительностью мысли.

Именно таков "Марокканец, седлающий коня". Энергичные созвучия контрастных цветов, сложные ритмы извилистых линий, напряженность движения и пластики, цельность силуэта, строгая простота пейзажного фона создают настроение волевой и романтически приподнятой динамики. Эта сила чувства, свободная и порывистая живопись соединятся с уравновешенной ясностью построения. Может показаться странным, что Делакруа, с его неукротимым живописным темпераментом, особенно любил те из своих произведений, в которые ему удавалось внести больше внутреннего спокойствия и законченной логичности форм. Вероятно, этим и объяснялась его любовь к композиционному мотиву "Марокканца", который он повторял и разрабатывал на протяжении долгих лет. Уже в юности, в 1820-е годы, Делакруа нашел в своей акватинте "Турок, седлающий коня" точный прообраз этой композиции. Впоследствии он не раз возвращался к ней: в каталогах XIX и начала XX века встречаются упоминания о картинах и рисунках Делакруа, повторяющих композицию юношеской акватинты, а следовательно, и эрмитажного полотна. Такие картины появлялись в собраниях Э. Араго, Ф. Чумакова, на посмертном аукционе мастерской Делакруа и других распродажах.

Постоянные варианты одного и того же мотива — необычное явление в творчестве Делакруа, импульсивного и страстного художника с огромной композиционной фантазией. Эрмитажная картина — единственное известное нам звено этой длинной цепи — подводит к тем неясным сторонам творческой лаборатории художника, которые до сих пор остаются почти не исследованными.

Картина поступила в Эрмитаж из Музея Академии художеств в 1922 году.