ВИНСЕНТ ВАН-ГОГ

1853-1890

Хижины

1890 г. Холст, масло. 60x73 см.

Винсент Ван-Гог. Хижины / www.kulturamira.ru В 1886 году молодой голландец Винсент Ван-Гог приехал в Париж. До того как стать художником, он переменил много профессий: занимал незначительную должность в фирме, торгующей картинами, был учителем, священником. В нем жила активная потребность служения людям, которая, в конце концов, привела его к искусству. Первые картины Ван-Гога, посвященные труду и жизни голландских крестьян, отличались темным, мрачным колоритом и грубой, примитивной, хотя и выразительной, формой.

В Париже Ван-Гог провел два года. Современное искусство (вначале это импрессионисты, затем Сера, Сезанн и Гоген) оказало решающее воздействие на его живопись. Палитра посветлела, цвет стал активнее, фактура—нервной и динамичной. В начале 1888 года художник уехал на юг Франции, где провел последние три года своей недолгой жизни. Здесь творчество его достигло полного расцвета.

Искусство Ван-Гога глубоко драматично. Что бы он ни писал — портрет, пейзаж или натюрморт, — он вкладывал в картину частицу своей мятущейся души. Громадная сила эмоционального переживания преобразует окружающую художника действительность. Композиция, цвет, сама фактура мазка служат тому, чтобы передать его собственные ощущения. В отличие от мира Сезанна, словно застывшего в кристально-ясной неподвижности, природа в произведениях Ван-Гога находится в состоянии бурного движения: текут реки, растут деревья, даже земля и небо втягиваются в этот безостановочный процесс.

"Хижины" созданы в последний год жизни художника. Неистовая красочность предыдущего этапа сменилась более сдержанной цветовой гаммой. В картине нет резких контрастов, она написана в светлых и спокойных голубых, желто-зеленых и оливковых тонах. Единственное яркое пятно—красная черепичная крыша одного из домов да синий цвет неба у верхнего края картины, усиленный художником до пронзительного ультрамарина. Но эта сдержанность колорита сочетается в "Хижинах" с бурной динамикой композиции, живописной трансформацией предметного мира, неистовым темпераментом исполнения. Экспрессия буквально пронизывает все полотно. Клубятся облака, свивается в кольца белый дым, поднимающийся из трубы, жгутами скручивается зелень деревьев и кустарника. В картине Ван-Гога нет ни одной прямой линии. Движение приобретает всеохватывающий и всепоглощающий характер. Гряда облаков, далекий край холма, линия высоких кровель ниспадающими кривыми пересекают плоскость картины, усиливаясь в своей стремительности, по мере приближения к переднему краю. А здесь сама почва, волнистая, словно бурное море, обрушивается на пространство переднего плана потоком тяжелых, густых, пастозно-рельефных мазков. Ни один живописец не сравнится с Ван-Гогом в смелости, с которой он претворяет субъективные чувства в трагедию космического масштаба.

Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.