Декорирование осветительных приборов XVII в.

В XVII веке декоративность проявляется не только во внешнем облике зданий светских и церковных, — но также и в интерьерах. Обязательной принадлежностью соборов и жилых помещений были разнообразные осветительные приборы: напольные — светцы (в жилищах), "тощие" свечи (в соборах) и подвесные, среди которых особое мето занимали паникадила, проникшие в русский быт из западноевропейского обихода и быстро ставшие непременной частью русского интерьера.

Наряду с привозными паникадилами немецкого, голландского и английского происхождения в России используются паникадила и местного производства: их изготовление было, в частности, налажено в московских дворцовых мастерских. Простая форма этого осветительного прибора, выработанная в прикладном искусстве Западной Европы, не подверглась в России существенным конструктивным изменениям: стилистические элементы паникадил изменялись в русле общей эволюции художественного стиля русского искусства XVII века. Ствол-веретено прибора принимает все более усложненные очертания, к нему прикрепляются причудливо изогнутые, расположенные горизонтально или свисающие свечинки-перья, напоминающие растительные побеги и заканчивающиеся подставками для свечей в виде полураспустившихся бутонов. Завершение паникадила шаром-"яблоком", украшенным, как и основной стержень, орнаментом, усиливало массивность конструкций и подчеркивало целостность и компактность композиции.

Тощая свеча. XVII в. / www.kulturamira.ru Фонарь выносной. XVII в. / www.kulturamira.ru

Кроме подвесных осветительных приборов, в декоративном оформлении церковного интерьера существенное место занимали и так называемые "тощие" свечи, ставившиеся обычно перед иконостасом. Деревянные, полые внутри, эти своеобразные церковные подсвечники в форме высокого цилиндра украшались резным или живописным орнаментом. Вся поверхность представленных в экспозиции "тощих" свечей покрыта пышными растительными узорами, характерными для стиля росписей деревянных изделий XVII века, составленных из закрученных в завитки стеблей, фигурных листьев, стилизованных цветов. В яркой красочной гамме живописи господствуют теплые золотисто-желтый, коричневый, красный цвета, сочетающиеся с ритмично повторяющимся белым цветом отдельных элементов орнамента.