www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа / ювелирные изделия в Эрмитаже

Произведения боспорских ювелиров из скифских курганов

Погребения скифской знати получили известность также благодаря найденным в них превосходным памятникам древнегреческой торевтики. Особенно большое количество античных художественных изделий сохранили нам степные курганные захоронения V—IV веков до н. э. в низовьях Днепра, на месте бывшего родового кладбища скифских владык. Начавшиеся здесь с середины девятнадцатого столетия раскопки привели к открытию группы царских курганов, из которых наиболее примечательны — Чертомлыкский и Солоха. Среди роскошной утвари, находившейся в подземных гробницах, преобладали вещи работы мастеров Боспорского царства.

Своеобразие боспорских ювелирных изделий состоит в том, что будучи выполнены в эллинских художественных традициях, они вместе с тем отвечали вкусам местной родоплеменной знати. Иногда это были специфические скифские украшения или посуда и оружие, отделка которых, однако, выдавала руку античного художника. Такова, например, сделанная из электра (сплав золота и серебра) золоченая пластина с богатым чеканным декором. Основной сюжет (сцены из жизни легендарного древнегреческого героя Ахилла), орнаменты и стиль исполнения характерны для эллинского искусства, в то же время сама пластина служила обивкой скифского горита (колчана для лука и стрел). На верхнем фризе изображены сцены борьбы животных: львицы и быка, вепря и льва; пантера терзает дикого козла, на другой сцене пантера и лев — оленя. Наибольший интерес представляют два широких средних фриза, целиком заполненные различными сценами из мифов о жизни величайшего из греческих героев — легендарного Ахилла.

Обкладка горита. Чертомлыкский курган / www.kulturamira.ru Рукоять парадного меча. Чертомлыкский курган / www.kulturamira.ru Обкладка парадного меча. Чертомлыкский курган / www.kulturamira.ru

На Боспоре создавались также изделия, украшенные излюбленными в местной среде мотивами — фигурами животных, зачастую даже с элементами скифского «звериного» стиля. При их изготовлении чаще всего применялась чеканка по бронзовой форме, отлитой с восковой модели, после чего отдельные детали рисунка прорабатывались резцом. Для сохранности рельефов обивка с внутренней стороны обычно заливалась мастикой из гипса и яичного желтка. Как и в других скифских царских погребениях, в кургане Солоха рядом с погребенным лежал его меч с золотым эфесом в обложенных золотом ножнах, украшенных изображениями зверей. Особое внимание привлекает парадный нож с золотой рукояткой и ножнами с золотой обкладкой с изображением битвы греков с варварами. На ножнах меча, возможно, изображен эпизод Троянской войны. Эти изделия искусно украшены замысловатыми многофигурными рельефными композициями.

Ножны меча. Курган Солоха / www.kulturamira.ru Гребень. Курган Солоха / www.kulturamira.ru Золотая фиала со сценами терзания животных. Курган Солоха / www.kulturamira.ru

Боспорские мастера создали оригинальные произведения с изображением сцен из жизни кочевников. Так, на знаменитом золотом гребне из кургана Солоха в технике двухстороннего рельефа воспроизведена сцена кровопролитного боя скифских воинов — всадника и пехотинца, нападающих на спешившегося противника. Массивный гребень весит 294 г, его высота 12,3, а ширина 10,2 см. Девятнадцать длинных четырехгранных зубьев соединены фризом из фигур лежащих львов. А над ним — изумительная скульптурная группа трех сражающихся воинов. С первого же взгляда не остается сомнения в том, что это скифы. Они длинноволосы и бородаты, одеты в характерные скифские одежды — кафтаны, длинные шаровары, а обуты в мягкие сапоги. Но у двоих из них поверх кафтанов надеты панцири, а у верхового скифа, по-видимому царя, — на голове греческий шлем, а на голенях поножи-кнемиды. С большой точностью переданы предметы вооружения скифов — щиты разной формы и конструкции, гориты-налучья с луками и стрелами, короткие скифские мечи-акинаки и их ножны, копье. Блестящий талант художника проявился в создании необычайно уравновешенной и вместе с тем динамичной композиции, передающей драматизм сражения, а также в эмоциональной характеристике борющихся скифов. Поражает и виртуозность исполнения: отдельные фигуры — воины, кони, а также предметы вооружения, многие мелкие предметы чеканены отдельно из кусочков золота, а затем спаяны. Тончайшей гравировкой переданы пряди волос, украшения на костюмах и оружии.

Среди ювелирных украшений из кургана Куль-Оба была обнаружена массивная золотая гривна (весом 461 г), скрученная в виде жгута из шести толстых проволок. концы витого обруча украшены скульптурными фигурками всадников-скифов, инкрустированных эмалью.

Гривна. Курган Куль-Оба / www.kulturamira.ru Гривна (деталь). Курган Куль-Оба / www.kulturamira.ru

предыдущая страница ... следующая страница

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru