Финифтяные изделия русских мастеров XVII века

Потир золотой. Москва, 1667 г. / www.kulturamira.ru Для характеристики русского ювелирного искусства XVII века в Эрмитаже хранится сравнительно немного памятников, но и их достаточно, чтобы показать степень мастерства ювелиров. Это время расцвета художественных мастерских Кремля, в частности эмальерного (финифтяного) дела.

Эрмитаж владеет двумя приборами для причастия работы эмальерной мастерской с надписью на потире: "Повелением великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича... сии сосуды златые построены в церковь живоносного Христова воскресения что у него великого государя в верху в лето 1677".

Здесь на всех предметах — изображения распятия и страстей Христовых, которые выполнены в технике выемчатой эмали. Несмотря на обязательную для этих вещей трагичную тематику, мы видим такую чистоту линий рисунка, такие радостные и смелые сочетания тонов в сказочных пейзажах заднего плана, композиция настолько оживлена неожиданными акцентами драгоценных камней, что, кажется, именно здесь воплотилась та поэтическая мечта о прекрасном, которая всегда присутствовала в русском прикладном искусстве.