www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа / ювелирные изделия в Эрмитаже

Букеты из драгоценных камней

Букет из драгоценных камней. Иеремия Позье. Петербург, середина XVIII в. / www.kulturamira.ru Мастера XVIII века, помимо золота и драгоценных камней, любили применять и другие менее ценные материалы. Это были главным образом цветные камни, в которых они находили красоту рисунка или какой-либо курьез природы. Так, в кольца часто вставляли кусочки агата с природным рисунком, напоминающим голову совы или глаз птицы, мохового агата с веточками растения внутри или кабошонов горного хрусталя с включением руды, яшмы с расположением пятен, напоминающих пейзаж или профиль лица, и т. п.

А в драгоценных камнях ценили больше всего природную яркость цвета и световую игру. Именно в XVIII веке нашли наиболее совершенную огранку алмаза бриллиантом, дающую самую высокую степень лучепреломления, т. е. разложения света на цвета. В XVIII веке в России, особенно в Петербурге, работали наравне с русскими ювелирами и иностранцы — швейцарцы, французы, шведы. Некоторые из них учились этому мастерству в Москве или Петербурге, некоторые приехали уже сложившимися художниками, но вся их дальнейшая жизнь и деятельность протекали в России, так что они по праву называются русскими мастерами. Введенные ими некоторые новые технические приемы в огранке камней, в детализации чеканки, обогатили издавна существовавшие в России и способствовали дальнейшему развитию русского ювелирного искусства.

Букеты из драгоценных камней, сделанные для русской императрицы Елизаветы Петровны ее придворным мастером Иеремией Позье в 50-х годах XVIII столетия, являются как бы апофеозом ювелирного искусства своего времени. Мы находим здесь все глубокие, пламенеющие цвета камней: густо-красные альмандины и зеленые как трава пиропы, темно-синие сапфиры и золотистые бериллы, прохладные аквамарины и глубокого фиалкового цвета аметисты. Тонкие серебряные оправы камней, вымощенные мелкими бриллиантиками, не утяжеляют камни, а наоборот, наполняют их светом, заставляют их собственный цвет быть более интенсивным. Здесь нет того стремления к тонким изысканным сочетаниям цвета, которые отличают ювелиров последующего периода, подбор камней просто радует свежими тонами природы и законченным мастерством исполнения.

предыдущая страница

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru