О проекте

Леонардо да Винчи. Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта) / www.kulturamira.ru Наш сайт не может познакомить читателя со всеми шедеврами эрмитажной галереи. Помещенные в нем репродукции не дают даже общего представления о многих художественных школах и течениях. Тем не менее репродукции характеризуют разнообразие художественных сокровищ галереи.

Эжен Делакруа в статье "Вариации прекрасного" писал:

"От всех живописных школ, независимо от их характера, всегда будут требовать, чтобы их произведения волновали душу, возвышали и просвещали ум.

Несомненно, бывают периоды, благоприятные для художников, когда сочетаются все необходимые для них условия и ценители легко понимают их стремления. Счастливые времена! И счастливые художники, явившиеся вовремя и повсюду встречающие понимание и одобряющие улыбки.

Бывают и другие эпохи, когда людей волнуют иные страсти, когда они требуют меньше возвышенных развлечений и часто находят удовольствие в занятиях, бесплодных для ума и приносящих только материальные результаты. Но и в эти периоды время от времени появляются художники и поэты, которые рано или поздно приносят наслаждение более или менее широкому кругу людей, живущих умственной жизнью. И хотя человечеству нередко приходится переживать эти бесплодные эпохи, но источник вдохновения никогда не истощается полностью. Так, Тициан пережил Рафаэля, родившегося при его жизни; царство великих флорентийцев сменилось царством великих венецианцев, а полвека спустя появляется дивный Рубенс, освещая, подобно маяку, путь многим блестящим школам, сочетавшим оригинальность с верностью традициям. Когда же Италия, породившая три века тому назад столько замечательных талантов, погрузилась в глубокий сон... тогда на смену ее гениям приходят испанцы и голландцы.

Такова картина изменений, которые претерпевает прекрасное. Словно ветром переносятся с севера на юг и с запада на восток превосходство вкуса и дар пленять и просвещать".

Представленные на сайте выдающиеся произведения живописи разных стран, зачастую созданные с разницей в 300—400 лет, конечно, очень различны по характеру художественных образов, манере и технике исполнения. Но все они с большой силой раскрывают основные черты искусства своей эпохи, в них ярко выразилось стремление художников к познанию неисчислимых богатств окружающего их реального мира, постоянный и страстный интерес к раскрытию физической и духовной красоты человеческой личности. Воспроизведенные в альбоме картины неодинаковы в той же мере, как были различными образ жизни, уровень и характер культуры общества времени их создания. Однако все они отмечены ясностью замысла, выразительностью и доходчивостью художественной формы, совершенством исполнения, все они вызывают чувство восхищения и эстетического наслаждения.

Необычайно велика ценность внимательного изучения лучших образцов художественного наследия прошлых эпох. Являясь важной формой общественного сознания, искусство во все времена активно участвовало в идейной борьбе. Поэтому изучение искусства дает неоценимый материал для верного понимания исторических судеб того или иного народа, особенностей его культуры. Но значение произведений великих художников далеко не исчерпывается тем, что они являются яркими свидетельствами прошлого. Высокие и благородные идеи, воплощенные в подлинно поэтические образы их гениальных произведений, продолжают оказывать свое могучее воздействие, формируют мысли, чувства и вкусы, обогащают восприятие окружающих нас жизненных явлений.

Систематическое изучение замечательных творений классического искусства прошлых эпох расширяет и углубляет наши познания жизни и душевного мира человека, делает богаче и многограннее наши чувства, тоньше понимание истинно прекрасного.