АНТОНИС ВАН ДЕЙК

1599-1641

Портрет Томаса Чалонера

1630-е гг. Холст, масло. 104 X 81,5 см.

Антонис ван Дейк. Портрет Томаса Чалонера / www.kulturamira.ru Антонис ван Дейк, ученик и младший современник Рубенса, — один из крупнейших художников Фландрии XVII века.

В 1632 году ван Дейк, приняв приглашение английского короля Карла I, переезжает в Лондон. В жизни и деятельности живописца начинается новый период. Обласканный королем, который возвел его в рыцарское звание и женил на представительнице знатного рода, заваленный заказами, ван Дейк становится модным портретистом английской аристократии. Под кистью мастера возникает галерея виднейших представителей предреволюционной Англии. Художник передает в созданных образах и надменное ничтожество, и духовную силу, и красоту характера героев.

Портрет сэра Томаса Чалонера (1595-1661), выполненный в самом конце 30-х годов, является превосходным образцом заказных работ. С холста на нас смотрит сорокапятилетний мужчина с волевым, нервным, болезненным лицом, обрамленным копной растрепанных волос и тонким кружевным воротником. На его плечи небрежно наброшен черный шелковый плащ. Энергичным жестом правой руки он указывает на эфес своей шпаги. Обстоятельность и меткость психологической характеристики изображенного персонажа явились важным завоеванием искусства ван Дейка. Художник сумел разглядеть даже те черты характера портретируемого, которые проявились значительно позже — тогда, когда Томас Чалонер выступил свидетелем обвинения в суде над архиепископом Лодом, приговоренным к казни за государственную измену, и тогда, когда подписал смертный приговор Карлу I. Но, наряду с волевыми чертами, ван Дейк отмечает у своей модели и болезненную дряблость кожи, и покрасневшие веки, и мешки под глазами, явившиеся, может быть, следствием невоздержанности. Известно, что при роспуске Долгого Парламента, членом которого был Чалонер, Кромвель обозвал сэра Томаса пьяницей.

"Портрет Томаса Чалонера" приобретен для Эрмитажа в 1779 году в составе знаменитой коллекции Уолполя. Любопытно отметить, что при продаже он был выдан за портрет отца изображенного (ум. в 1615 г.), которого тоже звали Томасом. Скорее всего, это сделали умышленно, чтобы не вызвать недовольства Екатерины II, которая, возможно, не пожелала бы покупать портрет "цареубийцы". Под ошибочным именем портрет числился в каталогах Эрмитажа до 1893 года.