ПОЛЬ СЕЗАНН

1839-1906

Берег Марны

1888 г. Холст, масло. 65 X 81 см.

Поль Сезанн. Берег Марны / www.kulturamira.ru Раннее творчество Поля Сезанна складывалось под влиянием позднеромантической традиции. Его живопись была темной, насыщенной черным цветом. В начале 1860-х гг. Сезанн приезжает из Экса, своего родного города, в Париж, знакомится с творчеством импрессионистов, в его картинах появляется свежесть цвета, мягкость переходов. Но все же даже в период наибольшей близости с импрессионистами Сезанн отличался от них стремлением к обобщению форм, к плотной скомпонованности пейзажа.

Сезанн принадлежал к поколению Ренуара и Клода Моне. Он был близко знаком с импрессионистами, работал с ними бок о бок и некоторое время принимал участие в их выставках. Однако его искусство с самого начала носило иной, не только отличный, но во многом противоположный искусству импрессионистов характер. Зрелое творчество Сезанна относится к тому этапу французской живописи, который историки искусства называют "постимпрессионизмом". Постимпрессионисты отказываются от простой фиксации световых явлений, от передачи на холсте точных зрительных ощущений. Они стремятся к большему синтезу формы и цвета, желая придать изображению обобщающий характер, выразить представление о мире вообще.

Написанная в зрелый период творчества Сезанна, картина "Берег Марны" появилась на два года позднее "Стога сена" К. Моне, между тем и художественный замысел и живописный строй этого полотна принципиально иные. Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.

Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Однако природа предстает иной, чем в картинах старых мастеров. Здесь нет иллюзорно написанной листвы. Деревья в картине образуют обобщенную геометризированиую, словно граненую, массу.

Сезанн заимствовал у импрессионистов очищенную от черного цвета палитру. Тем не менее колорит картины темный и холодный: доминируют синие и сине-зеленые тона, их "поддерживают" коричневый и фиолетовый. Вместо добротного "импрессионистического" мазка можно видеть лишь отдельные пятна цвета, составляющие структуру живописного слоя, сквозь который кое-где проглядывает белая грунтовка холста. Большую роль в колористической системе художника играет так называемый "протекающий" цвет, т. е. один и тот же цвет, проступающий в живописи неба и воды, деревьев и почвы. Благодаря этому полотно обретает внутреннее единство, целостность.

Сводя пеструю красочность окружающего мира к строго определенным колористическим сочетаниям, обобщая и геометризируя предметные формы, Сезанн отбрасывает все лишнее, случайное, преходящее. Непритязательный мотив с банальной дачной виллой приобретает у него особую одухотворенность. Архитектонично построенный, суровый по цвету пейзаж "Берег Марны" молчаливой торжественностью заставляет вспомнить классические ландшафты Пуссена, чье высоко этическое творчество служило для Сезанна образцом.

Картина поступила в Эрмитаж в 1930 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.