www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа / произведения искусства Древней Руси VI-XIII веков

Произведения из древнерусского города Белая Вежа

Костяной гребень. Белая Вежа. XI в. / www.kulturamira.ru Территория, на которой был расположен город позднее именуемый Белой Вежей на Дону, принадлежала южным соседям Руси — племени хазар. Их государство — хазарский каганат — служило источником постоянной военной угрозы на южных рубежах Руси. Одним из крупнейших хазарских городов была крепость Саркел на Дону. Ее стены и башни были выстроены из белого камня. Хазарское слово "Саркел" переводится на русский язык как "Белая Башня" (по-древнерусски башня — "вежа"), В 965 году выступивший в поход против хазар киевский князь Святослав взял Саркел и на его месте основал новый город, который и назвали Белая Вежа.

Занимавший выгодное положение на скрещении торговых путей, ведущих в страны Востока, город быстро расцветал и в XI веке стал значительным торговым и ремесленным центром. Здесь жили и работали гончары, косторезы, ювелиры, стеклоделы, кузнецы. На выставке можно увидеть шиферную литейную формочку для отливки подвесок-лунниц, работы камнерезов из янтаря, попадавшего в Белую Вежу с Запада, и сердолика, который привозили с Востока. Очень декоративны стеклянные браслеты, сделанные беловежскими мастерами (они выполнены из стеклянных ниточек четырех цветов — красного, синего, белого и желтого). Здесь же выставлены и перстни из цветного стекла.

Наряду с традиционной гончарной керамикой жители Белой Вежи использовали и амфоры — большие сужавшиеся книзу сосуды, попадавшие на Русь из причерноморских владений Византии. Такие сосуды назывались на Руси корчагами, возможно, по месту их изготовления в Корчеве (Керчи). Применялись они для хранения жидких и сыпучих продуктов. Среди беловежской керамики есть и кувшины, покрытые зеленой поливой, также привозившиеся на Русь из византийских городов на Черном море. Центром производства таких кувшинов был средневековый Херсонес.

Особый интерес представляет костяной гребень из Белой Вежи. Его спинка, похожая на тимпан античного храма, с двух сторон украшена рельефами. С одной — изображена сцена охоты на льва, а на другой — композиция, в центре которой помещено изображение павлина и бегущих зайцев у его ног. Композиции рельефов отличаются орнаментальностью построения. Форма спинки гребня и сюжеты рельефов, несомненно, связаны с искусством Византии. В то же время рельефы Беловежского гребня отличаются от византийских большей простотой и робостью исполнения. Мастером, сделавшим этот гребень, мог быть либо византийский художник-провинциал, либо местный косторез, хорошо знакомый с византийскими произведениями, которым он старался подражать.

Русский город Белая Вежа просуществовал около полутора веков. Постоянная угроза нападения кочевников заставила население в 1117 году покинуть город.

предыдущая страница ... следующая страница

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru