Тенденции в русском искусстве XV-XVI веков

Никола Можайский. XVI в. / www.kulturamira.ru Памятники средневекового искусства отличаются большим разнообразием иконографических типов и сюжетов, в них своеобразно отразились идеи и настроения, связанные с определенными историческими событиями. Русская средневековая живопись, станковая и монументальная, оказала всестороннее влияние на тематику и композиционные решения различных видов прикладного искусства, на его стилистические особенности. В то же время в произведениях прикладного искусства чаще, чем в живописи, наблюдаются отклонения от традиционных канонов русского средневековья, отчетливее прослеживаются особенности местных художественных центров и тесная связь с приемами народного творчества.

Большинство произведений русского декоративно-прикладного искусства носит ярко выраженный национальный характер. Общение с мастерами-иностранцами, знакомство с искусством Византии, стран Западной Европы и Востока позволяло заимствовать наиболее интересные художественные приемы и формы, но не привело ни к эклектике в стиле, ни к снижению самобытности изобразительного языка.

В прикладном искусстве XV века развиваются лучшие традиции домонгольского периода древнерусского искусства и русского декоративно-прикладного искусства XIV века. Памятники XV века отличаются спокойствием и мягкостью форм, свободой и легкостью рисунка, изысканной простотой и изяществом орнамента, сдержанностью цветовых решений. Русские ювелиры XV века используют разнообразные приемы обработки металлов и украшения изделий: они применяют эмаль, чернь, литье, скань и тиснение, используют орнаментальные мотивы и технические приемы, известные им от мастеров-иностранцев. В эпоху Ивана III в Москву приглашается множество мастеров различных специальностей, для чего в Западную Европу отправляются специальные послы, которые должны были, в частности, найти такого "серебряного мастера хитрого, который бы умел большие суды делати да и кубки, да и чеканити бы умел и писати на судех...".

В произведениях прикладного искусства XVI века наблюдается примерно та же эволюция стиля, что и в живописи. Простота и "читаемость" композиций, изящество фигур, плавность рисунка и линий, замедленность движений сменяются во второй половине этого столетия заметной перегруженностью динамичных композиций, обилием подробностей.

Традиции русской резьбы использовались и в деревянной скульптуре, которая, за исключением моделировки лиц, чаще всего была плоской. К подобным памятникам относится эрмитажная скульптура Николы Можайского (работа XVI века), предназначенная для помещения ее в киот (отчего тыльная сторона фигуры необработанная, плоская). Так же, как и в живописи, при росписи скульптуры пользовались темперой; трактовка образа по способу обобщения форм также напоминает икону.

В тесном взаимодействии с деревянной резьбой развивалось искусство резьбы по кости, игравшее заметную роль в русском прикладном искусстве. Приемы резьбы по дереву использовались и в работе с костью, которая предоставляла мастеру новые художественные возможности. Специфика косторезного мастерства, позволяющего достичь большей пластичности в передаче движения и более четкой проработки деталей, дает возможность ощутить в манере исполнения определенную связь с произведениями иконописи.

В середине XVI века в мелкой пластике, как и в живописи, большое распространение получают сложные многофигурные композиции, намечается своеобразная типизация образов, большая степень их обобщения.

Вместе с росписями стен и многочисленными иконами произведения лицевого (изобразительного) шитья составляли единый комплекс декоративного убранства соборов средневековой Руси. Шитые иконы-пелены, висевшие под иконами с аналогичными изображениями, воздухи, покрова, а также шитье на алтарных преградах и стенах усиливали своеобразие и неповторимость интерьера русского храма.