Ювелирные изделия эпохи эллинизма (конец IV—I в. до н. э.)

В эпоху эллинизма (конец IV—I в. до н. э.) ювелирные изделия, как и другие произведения античного искусства, приобретают иной характер. Новый полихромный стиль был привнесен в Грецию с Востока в результате завоевательных походов Александра Македонского. Характерной особенностью памятников этого времени является полихромия, стремление к созданию ярких красочных сочетаний. Поверхность ювелирных изделий из золота усеивалась драгоценными камнями, вставками цветного стекла и эмали.

Пышная золотая диадема с гранатами, относящаяся ко II веку до н. э., происходит из Артюховского кургана. В диадеме бросается в глаза не только яркое сочетание цветного камня и золота, но и сложность, даже некоторая витиеватость формы, богатство украшений и разнообразие орнаментов. Особенное внимание привлекает центральная часть диадемы, сделанная в виде большого узла (т.н. гераклового узла), который живописно переливается блеском узорчатого золота и яркими вставками граната. В центре узла — орел с распростертыми и расцвеченными эмалью крыльями держит Эрота, заменившего, по всей вероятности, бывшую здесь ранее фигурку Ганимеда. К диадеме подвешены своеобразные кисточки с сирийскими гранатами и бусинами из синей пасты в золотых оправах филигранной работы. Такого же рода кисточка-подвеска украшает булавку.

Диадема. Артюховский курган / www.kulturamira.ru Булавка. Артюховский курган / www.kulturamira.ru Серьги с фигурой голубя. Артюховский курган / www.kulturamira.ru

В полихромном стиле выполнены серьги с фигурой голубя, голова, шея и грудь которого покрыты белой эмалью, а крылья и хвост сделаны из отдельных золотых пластинок, напаянных затем на тулово, филигранные перья заполнены белой, голубой и коричневой эмалями. На концах боковых цепочек подвески-вставки из сердолика и синей пасты имеют оправу в виде цветка с зернью.

Ожерелье. Артюховский курган / www.kulturamira.ru Такую же оправу можно видеть и в оформлении ожерелья из Артюховского кургана. Золотые, гранатовые и сердоликовые бусы в филигранных оправах наподобие цветка чередуются друг с другом. На концах ожерелья — застежки в виде двух козлиных головок с инкрустированными пастой глазами.

В первые века нашей эры это искусство достигло самого наивысшего расцвета и повсеместно распространилось в античном мире. Вещи этого времени украшены драгоценными камнями, цветной пастой и стеклом, золотыми подвесками и цепочками, в которые тоже вставлены камни.