www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа / ювелирные изделия в Эрмитаже

Сарматские ювелирные изделия (I в. до н. э. - I в. н. э.)

Спиральный браслет со сценой охоты. Верхнее Погромное / www.kulturamira.ru Богатейшую коллекцию римской торевтики составляют находки из сарматских курганов. Во II веке до н. э. воинственные племена кочевых сарматов, продвинувшиеся из Нижнего Поволжья в степи Северного Причерноморья, вытеснили ранее господствовавших здесь скифов. Они принесли новую культуру и самобытное искусство.

В изделиях художественного ремесла пришлых кочевников чаще всего, как и у скифов, встречаются воспроизведения зверей: оленя, лося, кабана, горного козла, барса, разнообразных фантастических животных. Они изображаются, как и на скифских изделиях, поодиночке, в сценах терзания или борьбы. Но манера передачи образов отличается своими особенностями, главными из которых являются стилизация и орнаментализация изображений, а также применение цветных вставок, эффектно выделяющих отдельные детали, так называемый полихромный стиль, характерный для сарматского искусства.

К сарматским памятникам этого периода (I в. до н. э.) принадлежит золотой массивный проволочный браслет, отделанный скульптурными рельефами. Здесь изображен хищник, вероятно барс, напавший сзади на лося. Чрезмерно удлиненные фигуры животных с вытянутыми вперед головами, запрокинутые на спину рога лося создают впечатление сильного движения и стремительности. Ритмичная композиция рельефов строго подчинена контуру браслетов и не мешает восприятию формы предмета в целом.

Прекрасным образцом древней чеканки по золоту является небольшой флакончик для ароматических веществ, подвешивавшийся к поясу на тонкой изящной цепочке. Тулово полностью занимает сцена борьбы зверей — орел и барс терзают оленя. Причудливо переплетающиеся тела животных, так умело скомпонованные на шаровидной поверхности сосуда, образуют нарядный, но замысловатый звериный орнамент. Флакончик происходит из кургана Хохлач близ Новочеркасска — богатейшего сарматского захоронения I века н. э., известного под названием Новочеркасского клада. Помимо изделий «звериного» стиля, которые преобладают среди золотых вещей этого клада, здесь имеются также античные украшения, исполненные в технике цветной инкрустации.

Флакончик. Новочеркасский клад / www.kulturamira.ru Диадема. Новочеркасский клад / www.kulturamira.ru

Яркой многокрасочностью отличается роскошная золотая диадема, принадлежавшая знатной сарматке, погребенной в этом кургане, возможно, жрице. В центре золотой ленты помещена вырезанная из голубоватого кварца женская головка, по бокам — крупные вставки гранатов и цветного стекла. Своей формой диадема напоминает античный головной убор — калаф. Нижний край диадемы обрамляют подвески с розетками греческого типа. Однако венчающий ленту фриз с изображением козлов и оленей, стоящих между деревьями, выполнен в «зверином» стиле. Эту симметричную композицию также интерпретируют как шествие животных к древу жизни. Диадема была сделана, по-видимому, в одной из ювелирных мастерских Боспора, который являлся основным центром производства изделий полихромного стиля в римский период.

предыдущая страница ... следующая страница

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru