www.KulturaMira.ru

 

 

Шедевры Эрмитажа / ювелирные изделия в Эрмитаже

Украшения периода "великого переселения народов" (IV—VII вв. н. э.)

Колт. Хутор Верхне-Яблочный / www.kulturamira.ru Дальнейшее развитие полихромный стиль получил в период "великого переселения народов" (IV—VII вв.н.э.). В эту бурную эпоху, связанную с массовым продвижением кочевых племен с запада и востока, пал сарматский племенной союз и погибло Боспорское царство. Однако бывшая столица этого государства — город Пантикапей по-прежнему оставался крупным ремесленным центром, снабжавшим своей продукцией новые племенные объединения Северного Причерноморья. Диадемы, браслеты, перстни, а также конские украшения и богатое оружие, найденные в некрополе Боспора и степных курганах нашего юга, дают представление о ювелирном искусстве этой эпохи.

Некоторые изделия декорированы крупными вставками альмандина или других самоцветов, помещенными в высокие напаянные гнезда. Цветная инкрустация здесь часто сочетается с простейшим накладным или штампованным орнаментом и зернью, как на золотом колте (височной подвеске), инструктированном гранатами, обнаруженном в кургане близ хутора Верхне-Яблочный. Подобные колты бытовали лишь в гуннскую эпоху, и служили височными подвесками: с помощью двух боковых пластинчатых петелек подвешивались к головному убору на уровне висков. Сама форма колтов в виде диска неправильной формы, окруженного лучами, вероятно, символизировала солнце. На обратной стороне колта - культовая сцена, изображающая древо жизни, увенчанное фигуркой птицы, и стоящих вокруг него животных - козлов и собаки.

Фигурная накладка в виде сдвоенных фигурок козлов. Керченский склеп / www.kulturamira.ru Другие украшения отличаются сплошным покрытием поверхности яркими камнями, чаще всего граната или имитирующего его красного стекла. Расположенные правильными рядами плоские вставки закреплялись обычно в напаянных на поверхность предмета перегородках, т. е. применялась техника перегородчатой инкрустации, получившая широкое распространение в прикладном искусстве. Большинство предметов отличается однообразием форм. Материалом для них служило серебро или бронза, и только верх был облицован тонкими золотыми пластинками.

В подобной технике выполнена обнаруженная в Боспорском некрополе накладка в виде сдвоенных фигурок козлов, обращенных мордами в противоположные стороны, инкрустированная плоским гранатом, которую относят к концу IV - началу V в. н.э.

Наиболее поздние образцы древних изделий Особой кладовой происходят из так называемого Перещепинского клада. Незадолго до первой мировой войны, в 1912 году, жители села Малое Перещепино близ Полтавы обнаружили в дюнах множество золотых и серебряных предметов. Среди них оказались: шейная гривна, ожерелье, составленное из византийских монет, браслеты, наборный пояс, оружие в драгоценных оправах, золотые украшения конской сбруи и роскошный набор разнообразных пиршественных сосудов. Судя по составу вещей, было открыто богатое кочевническое погребение, которое датируется имеющимися здесь монетами концом VII века н. э. Почти все вещи, относящиеся к убранству костюма и конской сбруи, исполнены в технике перегородчатой инкрустации. Значительная же часть сосудов — кубков, кувшинов, блюд и чаш — представляет собой замечательные уникальные произведения привозной торевтики из Византии и сасанидского Ирана.

Меч и ножны с золотой облицовкой. Перещепинский клад. / www.kulturamira.ru Браслет, инкрустированный изумрудом. Перещепинский клад. / www.kulturamira.ru

предыдущая страница ... следующая страница

 

Итальянское искусство XIV—XVIII вв.


Испанская живопись XVI—XVII вв.


Немецкое искусство XVI-XIX вв.


Нидерландское искусство XV—XVII вв.


Французская живопись XVII—XVIII вв.


Импрессионисты



Ювелирные изделия в Эрмитаже - Особая кладовая


Произведения искусства Древней Руси VI-XIII вв.


Произведения периода Московского государства (XIV-XVII вв.)


Произведения искусства античного мира

Произведения искусства Востока


 

Главная  | О проекте  | Контакты  | Ссылки

© Все права сохранены. KulturaMira.ru