Произведения киевских ювелиров XII—XIII веков

Золотой колт с изображением сиринов / www.kulturamira.ru Во время раскопок в Киеве археологи обнаружили жилище ремесленника, занимавшегося изготовлением бус из горного хрусталя и сердолика. Это жилище погибло в огне пожара во время взятия города монголо-татарами. У хозяина постройки не было времени, для того чтобы спасти имущество, поэтому под развалом ее рухнувших частей археологи нашли всевозможную домашнюю утварь. Выбегая из горящего жилища, мастер, живший в этой землянке, пытался унести самое ценное для него — амфору-корчагу, заполненную хрустальными и сердоликовыми бусами. Некоторые из них были еще не до конца обработаны. Древнему ремесленнику не удалось спасти свое сокровище. Уже на ступеньках лестницы корчага выпала у него из рук. Здесь она пролежала семьсот лет. Среди осколков амфоры археологи нашли 1274 бусинки из горного хрусталя и 65 сердоликовых.

О блестящем мастерстве киевских ювелиров свидетельствуют хранящиеся в Эрмитаже украшения XII—XIII веков. В работах киевских златокузнецов исчезают простота и тяжеловесность, примитивная прямолинейность форм, характерная для украшений более раннего времени. На смену им приходят изысканная тонкость, тщательность и филигранность отделки каждой детали. Особенно виртуозно выполнены золотые предметы, украшенные перегородчатыми эмалями. Высокого мастерства в этом виде прикладного искусства мастера достигают уже в XI веке. Немецкий ученый-алхимик этого времени Теофил из Падерборна, рассказывая в своем труде о том, в каких странах то или иное мастерство достигло особых вершин, на одном из первых мест называет "Руссию", которая славится на всю Европу своими эмалями. На выставке можно увидеть великолепный золотой колт XII века с изображением фантастических существ — сиринов, выполненный в этой сложнейшей технике.

Техника перегородчатой эмали заключалась в том, что на украшаемом предмете по контуру будущего изображения делали небольшое углубление, в которое впаивали тонкие золотые ленточки перегородок; они должны были отделить эмали разного цвета друг от друга. Образовавшиеся ячейки заполнялись порошками цветной эмали, состоявшими из особых сплавов стекла, окрашенных окислами металлов. Затем украшаемое изделие помещалось в печь для обжига. При температуре 800—1000 градусов порошки плавились, образуя яркую цветную стекловидную массу, заполняющую каждую из ячеек. После обжига эмали полировались тонко растертым порошком пемзы. Такой способ позволял отполированным до зеркального блеска эмалям сравняться с золотой поверхностью предмета. После разорения Руси монголо-татарами секрет этой ювелирной техники был утрачен.