ДИЕГО ВЕЛАСКЕС

1599-1660

Диего Веласкес. Портрет графа Оливареса / www.kulturamira.ru Вершиной испанской живописи XVII столетия явилось творчество Диего Веласкеса. Он родился и вырос в Севилье. Его первые произведения — к ним принадлежит и эрмитажный "Завтрак" — написаны в этом городе.

В начале XVII века Севилья славилась как один из самых богатых и оживленных центров Испании. Здесь быстро находили отклик новые веяния в искусстве.

Севилья, главный город провинции Андалузии, расположенный на берегу многоводного Гвадалквивира, окруженный апельсиновыми рощами, цветущими полями и садами, была шумным торгово-ремесленным центром. Архитектурный облик города, в котором мавританский стиль (наследие бывших хозяев Андалузии — арабов) переплетался со средневековой готикой, своеобразной архитектурой испанского Возрождения, образовывал причудливую картину. Живописные базары и сады, кварталы, населенные пестрой нищетой бродяг и воров, шумные торговые набережные, залитые солнцем, дворцы и полумрак храмов служили как бы фоном для живой, подвижной и предприимчивой толпы.

В ярких сценках, происходивших на городских рынках и в кабаках, лавчонках и переулках, черпали севильские художники на протяжении всего XVII века темы для своих жанровых композиций. Недаром большинство художников-реалистов Испании этого столетия — выходцы из Севильи.

Учитель Веласкеса, Франсиско Пачеко, ученый и гуманист, живописец, гравер, автор книг по истории и теории искусства, принадлежал к кругу наиболее просвещенных людей своего времени. Он дал Веласкесу не только хорошую профессиональную подготовку, но и воспитал в нем широту взглядов и интересов. Сам Пачеко был последователем художников-маньеристов. Это было художественное течение, изысканно-утонченное, беспокойное и условное по своему содержанию. Но Веласкес не пошел по стопам учителя. Худосочное и далекое от жизни искусство маньеристов было чуждо ему. С самого начала он выступает как реалист.

В своих ранних работах Веласкес выступает как представитель реализма, хотя еще наивного и грубого. Художник еще не раскрывает духовную жизнь человека, сложность и богатство его характера, разнообразие его чувств и стремлений. Жизненная правда понимается им в искусстве только как противоположность изысканной и отвлеченной красивости маньеризма. Поэтому его живопись, естественно, еще тускла и бедна. Образы грубы, лишены подлинной внутренней жизни и движения.Основное для молодого Веласкеса — преодоление лжи и фальши искусства маньеристов.

В своей борьбе с традициями маньеризма Веласкес следует приемам итальянского художника конца XVI — начала XVII века Караваджо.

Веласкес не был бы великим мастером, если бы остановился на этой ступени своего творческого развития. Значение его в том, что он оказался одним из тех художников, которые возглавили следующий и решающий шаг в развитии реализма после Караваджо.

Веласкес преодолел внутреннюю неподвижность образа, грубоватость его и то отсутствие глубокого понимания характера изображенного человека, которое отличает раннюю ступень реализма XVII века. Он сумел увидеть не только выразительность внешнего облика человека, но и почувствовать сложность его внутреннего мира, т. е. его подлинного характера. Больше того, он сумел передать характер человека посредством едва уловимых особенностей его внешнего облика.

Веласкес сумел также показать красоту и многообразие народной жизни своего времени, он придал жанру иное, гораздо более высокое значение.

Но Веласкес не сразу пришел к решению всех этих задач. Это было делом всей жизни художника.