Испанское искусство XVI—XVII веков
Коллекция испанской живописи в Эрмитаже обладает большой ценностью благодаря высокому качеству представленных в ней работ, и состоит в своем большинстве из композиций крупнейших художников Испании XVII века.
Художественной жизни Испании присуща своеобразная, обусловленная географическими, историческими и политическими факторами мозаичная структура. Именно эта особенность затрудняет создание стройной, строго упорядоченной картины развития испанского искусства в средние века и эпоху Возрождения. Ее истоки следует искать прежде всего в региональной разобщенности областей Пиренейского полуострова, представлявших собой в средние века обособленные феодальные государства со сложившимися социальными и культурными традициями. Вместе с тем редкая пестрота явлений, их несплавлениость, отсутствие стилевого единства объясняются тем, что искусство Испании, запаздывая в своем развитии, осваивало этапы, последовательно пройденные другими странами, как бы в ускоренном темпе, что приводило к уплотнению исторического процесса, к совмещению различных стадий, к слиянию черт архаизма и новых завоеваний. Подобный тип эволюции отличает всю испанскую культуру XVI века.
Можно сказать, что только в XVII столетии основные этапы становления, расцвета и упадка испанской живописи не только согласуются с общей периодизацией искусства данного времени, но в большей степени, чем раньше, формируются в русле общих художественных закономерностей эпохи.
Здание испанской культуры, которое воздвигалось на сложнейшем субстрате, вместило в себя традиции разных народов, сменявших друг друга на древней иберийской земле. Судьбы этой культуры складывались иначе, чем в других странах Европы.
Богатое средневековое искусство, причудливо смешавшее традиции Запада и Востока, не отлилось в такие целостные формы, как, например, готика Франции и Германии. Испания не знала в искусстве столь мощного ренессансного движения, которое было пережито Италией, Нидерландами и Германией. До сих пор сложнейшей научной проблемой остается объяснение небывалого расцвета испанского искусства в XVII веке, в крайне неблагоприятных условиях упадка государства и всеобщего разорения.
Исследование исторически обусловленных проблем и противоречий культуры Испании на протяжении каждого из этапов — будь то средневековье, Ренессанс или XVII век — является насущной задачей современной науки. Между тем ни одна европейская страна не окружена столь плотным ореолом стереотипных представлений, как Испания. Это касается не только облика страны, но в значительной мере ее истории, культуры, искусства, особенно отдаленных эпох. Так, испанское средневековье, якобы озаренное пылающими кострами инквизиции, давно стало синонимом чего-то крайне зловещего, фанатически-изуверского. Однако первое публичное аутодафе состоялось только 6 февраля 1481 года в Севилье, на пороге XVI века и на фоне эпохи Возрождения, и этому мрачному акту в Испании предшествовали многовековое развитие средневекового общества и народной культурной традиции.
Средневековое искусство Испании шло своим путем и вместе с тем сближалось с искусством других стран Европы, обогащалось художественным опытом Франции, Италии, Нидерландов. Развитие Испании в русле относительно единой культурной общности западного средневековья, подкрепляемое различными формами этой общности,— закономерное явление эпохи. Гораздо сложнее, если взглянуть на развитие испанского искусства с позиций более широких художественных связей, то, что Испания наряду с Португалией была единственной страной Европы, где издавна существовало тесное взаимодействие традиций искусства Запада и Востока.
Самобытный художник, творчество которого ассимилировало различные традиции, в том числе греческой иконописи и венецианской живописи XVI века, Эль Греко остался одинокой фигурой в испанском искусстве.
Искания мастеров XVII века шли в другом направлении. Портрет был единственным жанром светсткой живописи, получившим широкое распространение. В искусстве доминировала религиозная тематика. Религия пропитывала все сферы жизни испанцев и глубоко укоренилась в их мировосприятии. Однако библейские сцены изображались испанскими художниками исключительно в современной им реальной действительности, будто в попытке примирить ее с религиозным идеализмом. К композициях религиозной тематики они воссоздавали образы своих современников, их быт, жизнь Испании той эпохи. Испанской живописи XVII века характерна верность натуре, конкретность художественного языка, и неудивительно, что в религиозном искусстве этого периода были сделаны важные реалистические завоевания.
Вершиной испанской живописи XVII столетия явилось творчество севильского художника Диего Веласкеса. В Эрмитаже находится одно из ранних его жанровых произведений "Завтрак".
Доменико Эль Греко "Апостолы Петр и Павел"
О художнике Диего Веласкесе
Диего Веласкес "Завтрак"
Франсиско де Сурбаран "Отрочество Богоматери"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Мальчик с собакой"
Доменико Эль Греко "Апостолы Петр и Павел"
Доменико Эль Греко "Портрет поэта Алонсо де Эрсилья-и-Суньига"
Диего Веласкес "Завтрак"
Диего Веласкес "Портрет графа Оливареса"
Антонио Переда "Натюрморт"
Франсиско де Сурбаран "Отрочество Богоматери"
Франсиско де Сурбаран "Святой Лаврентий"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Поклонение пастухов"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Непорочное зачатие"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Мальчик с собакой"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Благословение Иакова Исааком"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Сон Иакова"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Отдых на пути в Египет"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Непорочное зачатие"