Испанское искусство XVI—XVII веков
Коллекция испанской живописи в Эрмитаже обладает большой ценностью благодаря высокому качеству представленных в ней работ, и состоит в своем большинстве из композиций крупнейших художников Испании XVII века.
Художественной жизни Испании присуща своеобразная, обусловленная географическими, историческими и политическими факторами мозаичная структура. Именно эта особенность затрудняет создание стройной, строго упорядоченной картины развития испанского искусства в средние века и эпоху Возрождения. Ее истоки следует искать прежде всего в региональной разобщенности областей Пиренейского полуострова, представлявших собой в средние века обособленные феодальные государства со сложившимися социальными и культурными традициями. Вместе с тем редкая пестрота явлений, их несплавлениость, отсутствие стилевого единства объясняются тем, что искусство Испании, запаздывая в своем развитии, осваивало этапы, последовательно пройденные другими странами, как бы в ускоренном темпе, что приводило к уплотнению исторического процесса, к совмещению различных стадий, к слиянию черт архаизма и новых завоеваний. Подобный тип эволюции отличает всю испанскую культуру XVI века.
Можно сказать, что только в XVII столетии основные этапы становления, расцвета и упадка испанской живописи не только согласуются с общей периодизацией искусства данного времени, но в большей степени, чем раньше, формируются в русле общих художественных закономерностей эпохи.
Здание испанской культуры, которое воздвигалось на сложнейшем субстрате, вместило в себя традиции разных народов, сменявших друг друга на древней иберийской земле. Судьбы этой культуры складывались иначе, чем в других странах Европы.
Богатое средневековое искусство, причудливо смешавшее традиции Запада и Востока, не отлилось в такие целостные формы, как, например, готика Франции и Германии. Испания не знала в искусстве столь мощного ренессансного движения, которое было пережито Италией, Нидерландами и Германией. До сих пор сложнейшей научной проблемой остается объяснение небывалого расцвета испанского искусства в XVII веке, в крайне неблагоприятных условиях упадка государства и всеобщего разорения.
Исследование исторически обусловленных проблем и противоречий культуры Испании на протяжении каждого из этапов — будь то средневековье, Ренессанс или XVII век — является насущной задачей современной науки. Между тем ни одна европейская страна не окружена столь плотным ореолом стереотипных представлений, как Испания. Это касается не только облика страны, но в значительной мере ее истории, культуры, искусства, особенно отдаленных эпох. Так, испанское средневековье, якобы озаренное пылающими кострами инквизиции, давно стало синонимом чего-то крайне зловещего, фанатически-изуверского. Однако первое публичное аутодафе состоялось только 6 февраля 1481 года в Севилье, на пороге XVI века и на фоне эпохи Возрождения, и этому мрачному акту в Испании предшествовали многовековое развитие средневекового общества и народной культурной традиции.
Средневековое искусство Испании шло своим путем и вместе с тем сближалось с искусством других стран Европы, обогащалось художественным опытом Франции, Италии, Нидерландов. Развитие Испании в русле относительно единой культурной общности западного средневековья, подкрепляемое различными формами этой общности,— закономерное явление эпохи. Гораздо сложнее, если взглянуть на развитие испанского искусства с позиций более широких художественных связей, то, что Испания наряду с Португалией была единственной страной Европы, где издавна существовало тесное взаимодействие традиций искусства Запада и Востока.
Самобытный художник, творчество которого ассимилировало различные традиции, в том числе греческой иконописи и венецианской живописи XVI века, Эль Греко остался одинокой фигурой в испанском искусстве.
Искания мастеров XVII века шли в другом направлении. Портрет был единственным жанром светсткой живописи, получившим широкое распространение. В искусстве доминировала религиозная тематика. Религия пропитывала все сферы жизни испанцев и глубоко укоренилась в их мировосприятии. Однако библейские сцены изображались испанскими художниками исключительно в современной им реальной действительности, будто в попытке примирить ее с религиозным идеализмом. К композициях религиозной тематики они воссоздавали образы своих современников, их быт, жизнь Испании той эпохи. Испанской живописи XVII века характерна верность натуре, конкретность художественного языка, и неудивительно, что в религиозном искусстве этого периода были сделаны важные реалистические завоевания.
Вершиной испанской живописи XVII столетия явилось творчество севильского художника Диего Веласкеса. В Эрмитаже находится одно из ранних его жанровых произведений "Завтрак".
Доменико Эль Греко "Апостолы Петр и Павел"
О художнике Диего Веласкесе
Диего Веласкес "Завтрак"
Франсиско де Сурбаран "Отрочество Богоматери"
Бартоломе Эстебан Мурильо "Мальчик с собакой"
-
Доменико Эль Греко "Апостолы Петр и Павел"
-
Доменико Эль Греко "Портрет поэта Алонсо де Эрсилья-и-Суньига"
-
Диего Веласкес "Завтрак"
-
Диего Веласкес "Портрет графа Оливареса"
-
Антонио Переда "Натюрморт"
-
Франсиско де Сурбаран "Отрочество Богоматери"
-
Франсиско де Сурбаран "Святой Лаврентий"
-
Бартоломе Эстебан Мурильо "Поклонение пастухов"
-
Бартоломе Эстебан Мурильо "Непорочное зачатие"
-
Бартоломе Эстебан Мурильо "Мальчик с собакой"
-
Бартоломе Эстебан Мурильо "Благословение Иакова Исааком"
-
Бартоломе Эстебан Мурильо "Сон Иакова"
-
Бартоломе Эстебан Мурильо "Отдых на пути в Египет"
-
Бартоломе Эстебан Мурильо "Непорочное зачатие"