ДЖОВАННИ БАТТИСТА ТЬЕПОЛО

1696-1770

Меценат представляет императору Августу свободные искусства

1743 г. Холст, масло. 69,5x89 см.

Джованни Баттиста Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные искусства. Фрагмент / www.kulturamira.ru Произведения Джованни Баттиста Тьеполо, непревзойденного мастера монументальной живописи, украшают многие здания Венеции и городов Северной Италии, где он работал в молодые годы; дворец в Вюрцбурге, который расписан им в 1750—1753 годах по заказу графа Карла Филиппа фон Грейфенклау; и, наконец, королевские резиденции Мадрида, куда художник отправился ненадолго, но остался до конца жизни.

В искусстве Тьеполо композиционное и колористическое совершенство сочетаются с безграничной творческой фантазией, виртуозное владение рисунком и тщательное изучение модели — с вдохновенным даром импровизации. Монументальные и станковые произведения Тьеполо прославляют древних полководцев и современных европейских властителей или воспроизводят эпизоды священного писания и античной мифологии. Полотна Тьеполо напоены воздухом и светом, именно благодаря этому колорит в них приобретает особую свежесть и звучность. Широкая манера письма, обобщенные формы, отсутствие мелких деталей придают композициям художника монументальность, независимо от размеров произведения.

Всеми этими качествами обладает широко известная картина небольшого формата — лучшая из хранящихся в Эрмитаже работ Тьеполо — "Меценат представляет императору Августу свободные искусства". На полотне изображен император Август, левее — Меценат, перед ними — Поэзия в образе Гомера и три женщины, олицетворяющие Живопись, Ваяние и Зодчество. Это произведение было заказано художнику в 1743 году покровительствовавшим Тьеполо графом Альгаротти, писателем и ученым, большим знатоком и любителем искусства. Альгаротти предназначал картину в подарок графу Брюлю, министру саксонского двора, который был советником по вопросам искусства курфюрста саксонского и короля польского Августа III.

В глубине композиции Тьеполо изобразил дворец Брюля. Не вызывает сомнения, что произведение носит аллегорический характер и представляет в образах императора Августа и Мецената — Августа III и графа Брюля.

В Эрмитаж картина попала в 1769 году из собрания Брюля. В следующем столетии она находилась в Гатчине, откуда в 1882 году вновь вернулась в Эрмитаж.