РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ФАН РЕЙН
1606-1669
Портрет старика в красном
Ок. 1652—1654 гг. Холст, масло. 108 X 86 см.
Голландский художник Рембрандт по праву занимает одно из первых мест в истории мирового искусства.
В своих поздних работах он раскрывает образ человека через призму всей прожитой им жизни. Синтезируя, художник отметает случайное не только во внешнем облике портретируемого, но и в его внутреннем мире: малохарактерные переживания, преходящее душевное состояние.
"Портрет старика в красном" — один из лучших среди портретов 1650-х годов. Человек прошел долгий и нелегкий жизненный путь. На лице — следы забот и тягостных раздумий, лоб изрыт глубокими морщинами, в задумчивом взгляде видна усталость, тяжело покоятся на коленях большие, узловатые руки. Но весь облик старика дышит огромной внутренней силой, духовной мощью. Именно поэтому портрет одно время считали изображением древнегреческого мудреца Зенона. Перед нами умудренный жизненным опытом человек, который вобрал в свою жизнь судьбы многих людей, целых поколений.
Выразительность образа создается чрезвычайно простыми, на первый взгляд, средствами: симметричной постановкой фигуры, обрамленной широким прямоугольником кресла, крупными, свободно падающими складками одежды старика, его внешним спокойствием. Такая лаконичность немало способствует впечатлению монументальности.
Но подлинное богатство и гибкость художественного языка Рембрандта раскрываются в живописной манере, в использовании света. Краски положены широкими свободными мазками, густыми в освещенных местах и тонкими, прозрачными в тенях. Свет, попадая на такую красочную поверхность, дробится, изображение кажется окруженным вибрирующей световой и воздушной средой. Лицо старика представляется живым, изменчивым, как бы излучающим свет. Поздние портреты Рембрандта проникнуты трепетом жизни, внешнее спокойствие изображенных бесконечно далеко от неподвижной застылости.
Тот же человек, что на эрмитажном полотне, изображен Рембрандтом на портретном этюде 1652 года из Национальной галереи в Лондоне.
"Портрет старика в красном" поступил в Эрмитаж в 1769 году из собрания графа Брюля в Дрездене.