АНТУАН ВАТТО

1684-1721

Актеры французской комедии

Ок. 1712 г. Дерево, масло. 20x25 см.

Антуан Ватто. Актеры французской комедии / www.kulturamira.ru До недавнего времени картина Антуан Ватто "Актеры французской комедии" была мало изучена: ее относили к так называемым "театральным сценам" художника, но не могли с точностью установить сюжет произведения. С XVIII века по настоящее время картина сменила восемь различных названий. В каталоге барона Кроза она именуется "Персонажи в масках, готовящиеся к балу", хотя ни один из персонажей не носит маски, одна из дам держит маску в руке. В каталоге Миниха 1783 г. она также фигурирует под названием "Персонажи в масках", а в каталоге 1797 г. - "Маскарад". В статье художественного критика Леписье она названа "Возвращение с бала". Примерно в то же время критик Дезалье д'Арженвилль предложил свое видение событий на картине, по его мнению это "Приготовления к балу". Однако на картине нет доказательств того, что персонажи имеют отношение к балу, разве что предположить бал-маскарад. В каталоге 1859 г. просто перечислены ее персонажи: "Две женщины, разговаривающие с двумя мужчинами и возле них негр".

Наиболее часто в литературе встречается "Кокетки", присвоенное ей Томассеном-младшим, который в XVIII веке гравировал картину и поместил под изображением небольшое стихотворение, начинающееся этими словами. Называлась она также "Актеры итальянского театра", так как в изображенных пытались видеть традиционных героинь комедии дель арте — Розауру и Коломбину, их хитрого и разбитного слугу Скапэна и строгого старика Панталоне. Возможно, в персонажах предполагали актеров и потому, что Ватто посвятил целый ряд картин театру, причем особенно он любил итальянский ярмарочный театр. Но именно эта работа отличается от прочих "театральных сцен" отсутствием сюжета, ее персонажи не играют роли, не играют на музыкальных инструментах, не танцуют, не любуются окружающими пейзажами, не флиртуют. Композицией она ближе к групповому портрету.

Скурпулезное изучение большого количества подготовительных этюдов позволило уточнить жанр и определить изображенных. Эти рисунки Ватто сравнивали с теми, которые воспроизводят совершенно определенных людей. Среди прочих, идентификацией изображенных на картине занималасть французский искусствовед Э. Адемар. Она установила, что молодая женщина в высоком чепце в левой части картины — актриса Кристина Антуанетта Шарлотта Демар (1682-1733), в свое время покорившая парижан. Эта привлекательная и талантливая актриса с восьмилетнего возраста постоянно выступала в "Комеди Франсэз" и славилась совершенством исполнения, приятной внешностью, хорошим голосом, тонким умом и искрящимся весельем. Исполняла она как классические, так и комедийные роли. Особенным успехом пользовалась Демар в пьесе Данкура "Три кузины" в роли Колетты.

И.С. Немилова, изучив множество рисунков, установила, что изображенный против Демар старик, фигурировавший под именем Панталоне — актер того же театра Пьер Ленуар Ла Торильер (1659-1731). Он начал свою артистическую карьеру в 14-летнем возрасте, и, по преданию, получал уроки актерского мастерства у самого Мольера. В Париже он был известен как исполнитель трагических ролей, а также успешно изображал на сцене любовников. К тому времени, когда Ватто мог знать Ла Торильера, актер прославился исполнением комических ролей строгих и скупых отцов, ревнивых пожилых мужей, плутоватых слуг, простоватых крестьян. Играл он и в пьесе Данкура.

Личность юноши в берете, которого называли Скапеном, оказалась наиболее трудной для определения. С него Ватто выполнил множество рисунков. Среди них один считается изображением актера "Комеди Франсэз" Филиппа Пуассона, игравшего роль Блеза в комедии "Три кузины". Вероятно, он же изображен и на других картинах Ватто, среди которых "Урок любви" и "Чаровник".

Имя молодой девушки в полосатом платье с фрезой пока еще не установлено. Ее изображение можно также найти на многих набросках художника. Вероятно, это также актиса, игравшая в той же комедии, что и изображенные на картине персонажи. Набросок последнего участника группового портрета - пажа-арапчонка - также встречается в рисунках Ватто. Он же изображен на картине "Беседа" в роли слуги Кроза, казначея Франции, мецената и покровителя Ватто, мастерски написанного в окружении друзей на фоне парка.

Таким образом, при помощи тщательного изучения этюдов к эрмитажной картине, удалось, во-первых, определить ее жанр — она оказалась групповым портретом актеров театра "Комеди Франсэз", игравших в пьесе "Три кузины", во-вторых, установить их имена, и в-третьих, обнаружить несоответствие названия "Итальянские актеры", так как на ней изображены актеры, но не итальянского, а французского театра.

Подобный групповой портрет - большая редкость в творчестве Ватто. Живописные качества произведения очень высоки. Оно привлекает зрителя нежным и вместе с тем сочным колоритом и правдивостью образов. Несмотря на маленький размер, картина производит впечатление значительной, благодаря продуманной уравновешенной композиции. Особенная выразительность персонажей находит свое объяснение в том, что Ватто хорошо знал каждого изображенного, художник досконально изучил их облик, о чем свидетельствуют множество набросков, сохранившихся до наших дней. Действительно, создается впечатление, что они только что покинули сцену, собрались за кулисами в ожидании своего выхода. Внимание зрителя не отвлекает столь любимый в качестве фона мастером живописный пейзаж, он использует на портрете гладкий и темный фон.

Картина была приобретена в 1772 году у наследников друга и покровителя Ватто Пьера Кроза, немало способствовавшего развитию таланта художника.