ЖАН-ОНОРЕ ФРАГОНАР

1732-1806

Поцелуй украдкой

Холст, масло. 45 x 55 см.

Жан-Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой / www.kulturamira.ru Фрагонар — наиболее интересный и талантливый представитель позднего рококо во Франции.

Обладавший необычайной живостью фантазии, огромным творческим темпераментом, неиссякаемой любовью к своему делу, он оставил большое и не вполне еще изученное творческое наследие, поражающее нас своей разнохарактерностью. Фрагонар писал и жанровые, обычно веселые любовные сценки, и картины, в которых воспевал счастье больших многодетных семей, и реалистические пейзажи и портреты, по технике предвещавшие произведения импрессионистов. Разнообразие тем и различная их трактовка не казались противоречиями в его творчестве, а противоречий, при внимательном изучении,— немало.

Любимец богатых заказчиков, вынужденный подчиняться их вкусам, Фрагонар создавал "бездумные" и нарядные картины, но, оставаясь сыном своего времени, современником просветителей, он сознательно или интуитивно откликался на их требования демократизации искусства, на требование приблизить его к жизни.

"Поцелуй украдкой" — одно из наиболее характерных произведений художника, демонстрирующих, как уживались в его творчестве эти противоречия.

Перед нами сцена, сюжет которой как будто продиктован аристократическим любителем живописи. Но вместе с тем сцена удивительно правдива, будто неожиданно увидена художником. Девушка на минуту вышла из гостиной, где собрались "старшие", чтобы взять забытый шарф, и мгновенно очутилась в объятиях подстерегавшего ее юноши.

Все изображение полно движения и непосредственного чувства. Фрагонар уделяет большое внимание передаче самых разнообразных предметов, их фактуры. Чрезвычайно убедительно, по-голландски тщательно и материально пишет он ломающийся шелк платья, прозрачный шарф, полированную поверхность рабочего столика. Любовь к жизни, ко всем ее проявлениям, большим и малым, сквозит в каждом мазке. В картине удивляет не характерная для Фрагонара живописная манера. Это объясняется тем, что художник написал "Поцелуй украдкой" в сравнительно поздний творческий период, в 80-е годы, когда становится модным только что зародившийся стиль классицизма, требующий четких линий и силуэта, большой цветовой и живописной сдержанности. Этот стиль был чужд Фрагонару, хотя и оказал на него некоторое влияние. Ощущая необходимость обновления своего творчества, художник обратился к еще ранее интересовавшим его голландским мастерам. Под их воздействием Фрагонар написал ряд картин, в том числе "Поцелуй украдкой" и, очевидно, парную к ней, ныне утерянную, "Брачный контракт".

Картина "Поцелуй украдкой" поступила в Эрмитаж в 189S году из Лазенковского дворца в Варшаве, из собрания Станислава Августа Понятовского; в обмен на нее Польша получила картину А. Ватто "Полька".