ЖАН-ФРАНСУА МИЛЛЕ

1814—1875

Крестьянки с хворостом

Холст, масло. 37,5 X 29,5 см.

Справа внизу: J. F. Millet

Жан-Франсуа Милле. Крестьянки с хворостом / www.kulturamira.ru Почти все творчество французского художника Милле посвящено крестьянам, их труду. На его полотнах они обычно поглощены повседневной работой: пасут стада, прядут шерсть, сбивают масло, собирают в поле колосья, мотыжат землю. Очень часто внимание Милле привлекает фигура бедняка, согнувшегося под тяжестью вязанки хвороста. Картины на этот сюжет есть в Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и других собраниях. Иногда Милле переводит этот печальный мотив в аллегорический план, и тогда усталая фигура с вязанкой становится персонажем из сказки Лафонтена "Дровосек" — перед крестьянином появляется Смерть, которую он позвал в отчаянии. Очевидно, в этом сюжете художник находит глубокий смысл. Здесь скрещиваются несколько особенно близких ему тем — тяжелая борьба за существование, безрадостность вечного труда, человек среди неприветливой природы.

"Мне никогда не открывается светлая сторона жизни,— писал однажды Милле своему другу Сансье,— я не знаю, где она, я никогда ее не видел". Эти слова невольно вспоминаются перед эрмитажной картиной "Крестьянки с хворостом". Ее глухие тона, словно расплывающиеся в серой сумеречной глубине, определяют минорный строй колорита. Две женские фигуры с огромными вязанками хвороста медленно бредут по лесной тропинке. Монотонные повторы стволов как бы аккомпанируют из полумрака их замедленному движению. Окружение едва намечено: неровные вертикали деревьев позади, куча камней справа и еще одна-две немногословные детали, но из этих беглых штрихов вырастает образ суровой природы. И цвет, и движение, и пластика — все выдержано в одном ключе, сосредоточенно-скорбном. Но этими печальными нотами не исчерпывается замысел картины. Какими бы угнетенными ни выглядели женские фигуры, сильная и плотная живопись Милле придает им монументальность. Крупные формы, обобщенный лапидарный рисунок, демонстративная неловкость медленного, но ритмичного и твердого движения изгоняют из произведения малейший оттенок сентиментальности — картина становится бескомпромиссной и мужественной прозой. Это ощущение силы в изображении крестьян неизменно свойственно Милле и придает его работам серьезность и значительность.

Через два столетия после братьев Лененов французское крестьянство вновь находит глубокого и искреннего художника в лице Жана-Франсуа Милле. Эти два столетия многое меняют — герои Милле утрачивают ту спокойную и уверенную ясность, которой отличаются персонажи Лененов, их жизнь окрашивается в более драматические и сумрачные тона. Но неизменной остается твердость и молчаливая сила духа, которую эти художники разных эпох видят во французском крестьянине и которую они вкладывают в свои произведения.

Картина "Крестьянки с хворостом" поступила в Эрмитаж в 1922 году из Музея Академии художеств.