ПЬЕР-ОГЮСТ РЕНУАР
1841-1919
Голова женщины
Ок. 1876 г. Холст, масло. 36,5 X 34 см.
Справа наверху: Renoir
Ренуар работал в тесном содружестве с Моне и Писсарро и, подобно им, был одним из основоположников импрессионистического пейзажа. Однако гораздо больше художника привлекали жанровые сцены. Поэтому в его картинах можно увидеть любителей-спортсменов во время пикников, посетителей летних ресторанов или наполненные шумной и веселой толпой танцевальные площадки, расположенные под открытым небом.
Другая область, в которой полностью раскрылся яркий талант молодого живописца, был портрет. Правда, Ренуар не пытался раскрыть глубину образа, дать развернутую психологическую характеристику человека. Он писал почти исключительно молодых женщин и детей, стремясь передать молодость и красоту, свежесть и обаяние своих моделей. "Голова женщины" в этом отношении очень характерна. Быть может, здесь мы имеем дело с одним из эскизов к картине "Купальщица" (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве), о чем, в частности, свидетельствует полотенце на плече молодой женщины. Во всяком случае — это, несомненно, портретная работа Ренуара: этюд головы молодой натурщицы. Спокойным, но внимательным, почти пристальным взглядом смотрит она на зрителя. Наблюдая за мимикой человеческого лица, Ренуар стремится запечатлеть выражение в его мгновенной неповторимости, и тем самым утверждает импрессионистический принцип в портретном искусстве. Композиция статична и традиционна — голова натурщицы помещена в центре почти квадратного полотна, однако изображена в легком наклоне, а поворот плеч модели сообщает фигуре необходимое движение.
Работа представляет собой этюд, исполненный в период расцвета импрессионизма одним из крупнейших его представителей. В творчестве Ренуара главным жанром стал портрет, а главной героиней - женщина, олицетворяющая живую естественную прелесть.
Эта модель похожа на ряд персонажей, появлявшихся в произведениях художника этого времени, и обликом, и характером прически. Возможно, это натурщица по имени Анна. В этюде, как и в картинах мастера, образ окрашен лиризмом и полон обаяния женственности.
Свобода и гибкость раздельного мазка, мягкая нюансировка цветовых отношений и внимание к световоздушной среде характерны для живописной манеры Ренуара этих лет.
Картина написана в белых и розовых "тающих" тонах на фоне излюбленной художником берлинской лазури, переходящей в зеленое. Замечательна живопись этого маленького шедевра Ренуара: тонкие, просвечивающие, словно акварельные, мазки создают впечатление материи, готовой раствориться в окружающей атмосфере. Живописный строй способствует созданию обаятельного в своей непосредственности, типично "ренуаровского" образа.
"Голова женщины" принадлежит к лучшим из имеющихся в России произведений этого художника.
В Эрмитаж картина поступила в 1935 году из Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) в Москве.