ПОЛЬ СЕЗАНН

1839-1906

Поль Сезанн. Натюрморт. Фрагмент / www.kulturamira.ru Поль Сезанн родился в Эксе, былой столице Прованса, в городке древних замков, старомодных аристократов и ученых-отшельников. В Париже его считали провинциальным чудаком. Старая продавленная шляпа и синяя куртка рабочего, надетая поверх перепачканной красками холщовой рубахи, укрепляли всех в таком мнении...

Начинал Сезанн одновременно с импрессионистами. Художники этого направления стремились любым способом передать на холсте свое мгновенное впечатление от натуры. А поскольку рука медленнее глаза, им нужна была техника, позволяющая быстро работать, чтобы поспевать за своими ощущениями. И в творчестве Сезанна был период, когда он начинает работать быстро, мелкими мазками. По даже и в этот период картины его были настолько своеобразны, что вызывали протест не только у широкой публики, но и у самих импрессионистов.

Сезанн был необычайно вдумчивым человеком. Он отчетливо видел опасность, подстерегавшую импрессионистов. Он понимал, что преувеличенный интерес к эффектам света и чрезмерное доверие к впечатлению могут привести к "размягчению, а затем и к распаду формы". Он решил противопоставить расплывчатости устойчивость. Взяв технику импрессионистов, он хотел ввести ее в пределы строго продуманной формы.

В чем же отличие Сезанна от импрессионистов, в чем заключались его поиски?

Сезанн всматривается в природу, изучает ее как ученый, как философ. Ему мало передать в живописи свои мимолетные ощущения, он стремится отразить совокупность всех своих чувств, свое знание о природе (в пейзаже), о человеке (в портрете), о предмете (в натюрморте). Он пишет не то, что видит, а то, что знает. Он готов нарушить любые законы, в том числе законы перспективы, чтобы как можно полнее и ярче раскрыть суть изображаемого. Он пишет портрет. Он видит лицо человека, но у человека есть затылок. И Сезанн старается, чтобы это почувствовал зритель. Необыкновенное ощущение объемности и плотности остается от его работ. Далеко не все в творчестве Сезанна понятно и поддается объяснению.

"Глаз и ум должны дополнять друг друга, - говорил он. - Надо усиленно работать над их взаимным развитием... Только логически организованное впечатление дает художнику необходимые средства выразительности". Но Сезанн не обладал гармонией сознания и чувства. От его картин исходит заложенное в них могучее напряжение мысли, но не исходит необходимое тепло человеческих чувств.

Глядя на картины Моне, Ренуара, Сислея или Писсарро, вы можете определить не только время года, но и час дня, когда они написаны. Сезанн не останавливался, подобно Клоду Моне, чтобы выждать, уловить луч солнца. Ему не нужен был быстрый, подвижный мазок Ренуара, чтобы поспеть за мгновением. Все мгновенное, преходящее он отбрасывал, чтобы добыть постоянное, вечное.

Сезанн стал живой лабораторией для будущих поколений. Его опыты нередко поднимались до вершин ясности и величия. "Автопортрет", "Курильщик", "Берега Марны" повергают в изумление. Какими чудодейственными средствами достигнута здесь выразительность? Для молодого поколения художников живопись Сезанна стала тем новым звеном, которое он прибавил к завоеваниям импрессионистов.