ПОЛЬ ГОГЕН

1848-1903

Таитянские пасторали

1893 г. Холст, масло. 86x113 см.

Справа внизу: Pastorales Tahitiennos 1893 Paul Gauguin

Поль Гоген. Таитянские пасторали / www.kulturamira.ru В то время как картинам импрессионистов присуще определенное стилистическое единство, творчество Поля Гогена, третьего из крупнейших мастеров постимпрессионистического периода, совершенно не похоже на творчество Сезанна или Ван-Гога. Гоген решил стать живописцем лишь в 40 лет, и был самоучкой. Начинал Гоген, отталкиваясь от импрессионизма и стремясь к обобщению цвета и формы. Лучшие свои произведения он создал на островах Тихого океана, где почти безвыездно провел последние годы жизни. В нетронутом первобытном рае экзотичных островов, красотах Таити и Маркизских островов он искал прибежища от угнетавшей его буржуазной цивилизации. Гоген решил окружить свое искусство ореолом тайны, скрытой символикой. Туземцы представлялись художнику прекрасными, гармоничными существами, живущими единой жизнью с окружающей природой. Воспевание "тихоокеанского рая" составляет содержание творчества Гогена.

Большую часть его работ решена в виде декоративного панно, построенного на сочетании длинных арабесок и больших плоскостей цвета, разбивающего пейзаж на части. Гоген не стремится к моделированию форм, предпочитая четкие, резко выдененные плоскости. С помощью ярких красок Гоген воспроизводит почти реальное чувство зноя. Гоген изображал таитянок на фоне тропической природы. Натуралистически выписанные фигуры женщин, их грубоватые лица привлекают своеобразной, "дикой" красотой. Монументальность образов, нарочистая статичность, игра больших световых пятен, символизирует единство человека с природой в нетронутой цивилизацией мире.

В Эрмитаже хранится картина, которой художник дает идиллическое, хотя и несколько манерное название "Таитянские пасторали".

Здесь, как и в других своих зрелых произведениях, Гоген совершенно отказывается от передачи освещения; цвет у него становится локальным и неподвижным. Одновременно он стремится к лаконичному упрощению формы и сокращению перспективной глубины. Картина приобретает плоскостный, декоративный характер. Гоген последовательнее и настойчивее других художников идет к цветовому синтезу. В его полотнах многообразные тональные оттенки превращаются в устойчивые, контрастирующие цветовые сочетания. Так, в "Таитянских пасторалях" воды реки, в которой отражается закатное небо, переданы сочетанием багровых, кроваво-красных и лиловых пятен. Таким же пятном чистого желтого цвета становится прибрежная песчаная полоса, а поросший травою противоположный берег реки дан художником в виде нерасчлененной изумрудно-зеленой плоскости.

Предельно насыщенный, одновременно празднично-яркий и напряженный колорит, придавая полотну сходство с восточным ковром, привносит в изображение дух пряной экзотики, усиливает отличие изображаемого мира от тоскливой повседневности "цивилизованной" жизни. Гоген хочет создать идиллию: это проявляется в свободной и простой композиции, в медленном, словно ленивом, ритме человеческих тел и растений. Художник пытается дать картину идеально прекрасного мира, хотя в "Таитянских пасторалях" есть определенный оттенок литературности, даже искусственности. И в то же время в фигурах таитянок, одетых в короткие белые одежды, в деталях переднего плана — сосуде, напоминающем древние амфоры, в лежащей рядом поджарой собаке — неожиданно ощущаются черты, родственные классически простому и спокойному духу античности.

В искусстве Гогена - один из истоков стиля модерн, расцвевшего на рубеже XIX - XX веков.

Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.