ПЬЕР БОННАР

1867—1947

У Средиземного моря (триптих)

1911 г. Холст, масло. Центр, часть 407 X 152, боковые по 407 X 149 см.

На правой части слева внизу: Bonnard 1911.

Пьер Боннар. У Средиземного моря / www.kulturamira.ru Становление Пьера Боннара как художника совпало со временем, когда в искусстве шли последние бои вокруг импрессионизма. Он был свидетелем посмертных триумфов Сезанна, Ван-Гога и Гогена. Вместе со своими товарищами — Дени, Вюйаром, Валлотоном — Боннер вошел в группу, носившую название "Наби" ("Пророки"). Следуя заветам Гогена, эти художники стремились к декоративному обобщению форм и цвета.

В творчестве Боннара основное место занимают уличные сценки, непритязательные картинки семейной жизни, натюрморт и пейзаж. Боннер вырабатывает собственную манеру, которая, при ярко выраженной декоративности, не была однако столь радикально новаторской, как стиль Матисса; значительную роль играет у него передача пространства, объема и освещения. В этом отношении творчество Боннара можно рассматривать как продолжение традиций импрессионизма. Его искусство претерпевает сравнительно слабую эволюцию на протяжении долгой жизни.

В 1911 году известный московский коллекционер И. А. Морозов заказал Боннару серию панно для украшения парадной лестницы своего особняка. Для этих работ характерно сочетание задач декоративного панно и картины-пейзажа. Панно "Осенью. Сбор фруктов" и "Ранней весной в деревне" хранятся в музее изобразительных исскуств им. А.С.Пушкина в Москве. Эрмитажный триптих занимал торцовую стену лестницы. Согласно замыслу художника, композиция членилась белыми полуколоннами на три части, и перед входящими раскрывался, словно видимый сквозь античный портик, сверкающий средиземноморский пейзаж.

... Площадка перед виллой залита горячим, ослепительным южным солнцем. Со всех сторон она окружена деревьями и лишь в глубине, в просвете между ними, виднеется лазурное море. Прозрачные лиловые тени почти не дают прохлады, и все же обитатели дома спешат укрыться здесь в знойный час: женщина в белом платье играет с котенком, другая — разговаривает с попугаем, двое полуголых малышей копошатся в песке. Эти фигуры, столь характерные для Боннара с его привязанностью к поэтизации повседневного быта, не отвлекают внимания зрителя от главного — окружающей их роскошной, фантастически изобильной южной природы. Большую часть композиции занимают громадные купы деревьев; буйная зелень темных, салатных, серебристых тонов определяет колорит триптиха. Причудливые древесные кроны, изогнутые стволы, рваные пятна теней рождают впечатление движения, которое должно было казаться особенно ощутимым по контрасту со строгими колоннами.

Декоративный размах сочетается у Боннара с тонким чувством цвета: он кладет рядом близкие тона и не кажется однообразным; он использует десятки оттенков зеленого и желтого, лилового и розового, коричневого и голубого, но избегает пестроты. Для Боннара главным является не объем и линии, а красочное пятно, он стремится подчеркнуть плоскость самой картины, чередование затемненных и светлых планов.

"Средиземноморский триптих" — это вещь, созданная в полную мощь его громадного живописного таланта.

Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.