Фрески древнего Смоленска XII—XIII веков
В Эрмитаже хранятся некоторые образцы монументальной живописи Древней Руси, среди которых фрески рубежа XII—XIII веков из церкви на Протоке, раскопанной археологами в Смоленске.
При раскопках этого памятника, стены которого в некоторых частях сохранились на значительную высоту, были обнаружены остатки покрывавшей их древней фресковой живописи. Эти фрески были сняты со стен сотрудниками реставрационных мастерских Эрмитажа и после тщательной и сложной реставрации смонтированы в зале так, как они были размещены в храме. Получилась своеобразная модель апсиды церкви в натуральную величину с подлинными фресками.
Находка росписей храма на Протоке открыла совершенно неизвестную до этого живопись древнего Смоленска, которая, как выяснилось, представляет собой яркую страницу в истории древнерусского искусства. Смоленские фрески сильно отличаются по стилю от других древнерусских росписей XI—XIII веков. В них нет холодной величественности киевских фресок, орнаментальной графической моделировки лиц, типичной для новгородской живописи. Образы росписей церкви на Протоке одухотворенны и почти естественны. Художник не прибегает к орнаментальной разделке ликов белильными штрихами, а лепит форму крупными мазками, плавно переходящими друг в друга.
Живопись древнего Смоленска отличается многокрасочностью, смелым сопоставлением звучных, неразбеленных цветов. Уникальны большие декоративные панно, на которых изображены птицы, расположенные по сторонам "древ" (некоторые из них заключены в круглые медальоны), парные группы львов, повернувшихся друг к другу спинами, также заключенные в медальоны, которые, в свою очередь, являются частью более сложной композиции. Эти декоративные росписи — имитации средствами живописи драгоценных тканей, которыми в домонгольской Руси украшались нижние части стен и столбов в храмах. Интересным дополнением служит реконструкция в натуре небольшого участка пола храма, набранного из прямоугольных поливных плиток желтого и зеленого цветов.