Шедевры Эрмитажа. Старые мастера
Эрмитаж — один из крупнейших музеев мира — занимает одно из первых мест среди величайших историко-художественных музеев мира. Особенно большой известностью пользуется старейшая и наиболее значительная часть его коллекций — картинная галерея. Сосредоточенные здесь художественные сокровища отражают основные этапы развития искусства от позднего средневековья до нашего времени. В ней насчитывается свыше четырех тысяч произведений, принадлежащих тысяче шестистам художникам. (В это число не входят картины, намеченные к передаче в другие хранилища, а также произведения русских и византийских художников, входящие в состав коллекций отдела истории русской культуры и отдела истории культуры и искусства Востока.) Цифры сами по себе достаточно внушительны, но особую значимость собранию придает качественный его состав.
В Эрмитаже имеются картины почти всех величайших мастеров Западной Европы. Здесь можно детально изучать живопись Голландии и Фландрии, творчество французских импрессионистов, познакомиться с искусством Испании и Англии. Вместе с тем, отдельные периоды в истории западноевропейской живописи отражены в Эрмитаже неравномерно. Искусство XVII-XVIII веков представлено несравненно богаче, полнее и разнообразнее, чем живопись предшествующего времени. Малочисленные художественные памятники раннего итальянского Возрождения, хотя среди них имеется несколько выдающихся произведений, не дают цельного представления об этой эпохе. Искусство XVI века — Высокое Возрождение и маньеризм — охарактеризовано менее ярко, чем барокко.
Небольшое место занимают в коллекции нидерландские и немецкие мастера XV — XVI веков. Отдельные пробелы имеются и в наиболее полных разделах галереи. Так, в собрании голландской живописи XVII века — самом значительном за пределами Голландии — отсутствуют произведения Вермеера Дельфтского, а в испанской, где представлены работы почти всех крупнейших художников, нет ни одной картины Франсиско Гойи.
Такое положение в итоге двухвековой истории формирования коллекции создалось не случайно. Эрмитажное собрание возникло по примеру тех, что имелись при дворах всех европейских монархов. В России первая картинная галерея была создана Петром I в Петергофе (в 1887 г. лучшие картины из нее передали в Эрмитаж), а вслед за ней появились небольшие собрания и в других дворцах. Крупнейшее из них — галерея при Зимнем дворце — первоначально личная коллекция Екатерины II. Ее разместили в построенном рядом с дворцом павильоне Эрмитаж и прилегающих к нему помещениях; вскоре она получила наименование "Эрмитажной". Хотя в 1805 году Эрмитаж выделили в самостоятельное учреждение придворного ведомства, он по-прежнему оставался частью дворца. Посещение Эрмитажа публикой было затруднено даже и тогда, когда он получил наименование "Публичного музеума" и для его возросших коллекций в 1840-1852 годах построили специальное здание Нового Эрмитажа. Лишь в 1863 году доступ в музей стал свободным.
Собирая произведения искусства для украшения императорской резиденции, никто не ставил задачи систематического подбора тех памятников, которые могли бы охарактеризовать общий ход художественного развития. Пополнялась галерея, особенно в первое полустолетие ее существования, главным образом за счет приобретения широко известных частных коллекций. Начало галерее было положено в 1764 году, когда в Перербург привез и передал в уплату долга коллекцию из 225 картин западноевропейских мастеров берлинский предприниматель и торговец Эрнест Гоцковский. С этого времени началось систематическое приобретение произведений искусства. Приобретенные затем известные собрания графа Иоганна Карла Филиппа Кобенцля в Брюсселе (1769 г.), саксонского министра графа Генриха Брюля в Дрездене (1769 г.), Троншена в Женеве (1770 г.), банкира Пьера Кроза в Париже (1772 г.), премьер-минисра Англии лорда Уолполя в замке Хоутон-Холл в Англии (1778 г.), графа Франсуа Бодуэна в Париже (1781 г.), императрицы Жозефины Богарне из Мальмезонского дворца в Париже (1814 г.) образовали первоклассную коллекцию и в значительной степени определили общий характер собрания. В конце 90-х годов XVIII века в каталоге галереи значилось свыше двух тысяч шестисот картин. Среди них уже находились такие шедевры, как картины Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, большинство картин Рубенса, ван Дейка, Рембрандта, Пуссена, Ватто, Шардена, многие полотна Аннибале Карраччи, Гвидо Рени, Фетти, Сальватора Розы, Креспи, Каналетто.
Последующие приобретения в основном дополняли уже сложившиеся разделы. Лишь коллекция картин Кузвельта из Амстердама (1815 г.) позволила создать новую экспозицию, посвященную испанскому искусству; а покупки на аукционе собрания голландского короля Вильгельма II (1850 г.) и дар Д. П. Татищева (1845 г.) составили основу коллекции старонидерландской школы.
Значение галереи возросло в результате поступления из дворца Барбариго в Венеции картин Тициана (1850 г.), приобретения "Мадонны Литта" Леонардо да Винчи (1865 г.) и "Мадонны Конестабиле" Рафаэля (1871 г.). В начале XX века, наряду с "Мадонной Бенуа" Леонардо да Винчи, собрание итальянской живописи обогатилось несколькими произведениями раннего Возрождения, в галерее появились английские портреты XVIII века, а в результате покупки коллекции П. П. Семенова-Тян-Шанского намного возросло число произведений голландских художников.
В период возникновения коллекции Эрмитажа в Европе на основе дворцовых собраний открывались публичные музеи. После постройки здания Нового Эрмитажа (1842-1851) по проекту архитектора Лео фон Кленце, в 1852 г. открылся публичный музей.
К началу XX века коллекции Эрмитажа насчитывали около 600 тыс. произведений искусства и предметов старины. В советский период была расширена коллекция картин итальянских мастеров раннего Возрождения, увеличить количество произведений голландской, французской и итальянской живописи XVII—XVIII веков. Но когда в Эрмитаже появились работы XIX — XX веков, он стал не только хранилищем художественных памятников прошлого, но и музеем современного искусства. Еще в первые десятилетия существования галереи владельцы старались пополнить ее произведениями современников. Они покупали картины работавших в то время художников, нередко давали им специальные заказы. Так появились в музее некоторые из картин Шардена, Грёза, К. Ванлоо, Л. Ванлоо, Вьена, Рейнолдса, Дж. Райта из Дерби, Менгса, А. Кауффман, Батони и других. Эта традиция, к сожалению, оказалась непрочной и оборвалась в первой четверти XIX века.
Новый раздел искусства XIX-XX веков составили полотна Кушелевской галереи Академии художеств, отдельные произведения из дворцов и частных коллекций и, наконец, работы импрессионистов и их преемников из Государственного музея нового западного искусства в Москве, в основу которого легли коллекции И. А. Морозова и С. И. Щукина.