Культура Московского периода русской истории
Последняя четверть XIV века знаменует начало необычайно важного периода русской истории, длившегося более трех столетий и во многом предопределившего судьбы русского народа, заложившего основы не только русской государственности, но и решающим образом повлиявшего на формирование русской национальной культуры. Процесс объединения русских земель тесно связан с эпохой возвышения Московского княжества, значение которого неизмеримо возросло после Куликовской битвы (1380). С этого времени и начинается так называемый Московский период русской истории.
Культурное развитие Руси на протяжении всего Московского периода было неразрывно связано с ее столицей, ставшей не только политическим ядром Руси, но и центром всей русской культуры.
Став признанным центром русских земель, Москва укрепляет политические основы и экономические связи нарождающегося государства. Внутренние реформы этого времени свидетельствуют о тенденции к усилению централизации Руси и призваны были объединить присоединенные княжества и земли единым законодательством. Московский великий князь становится главой Русского государства.
Стремление подчеркнуть возросшую политическую и экономическую роль Московского государства рождает новую теорию, по которой Москва объявляется прямой культурной и духовной преемницей Византии. Основными идеями этой теории проникнуты сочинения авторов той эпохи — "О взятии Царь-града", "О Вавилонском царстве", "О шапке и бармах Мономаха" и др. Переустройство внутренней жизни и расширение международных связей способствовали развитию русской национальной культуры, в которой определенное значение начинает также приобретать европейское влияние, в частности, высокий уровень западноевропейского искусства, техники, науки. В искусство начинают проникать реалистические элементы, отражающие социальные особенности различных слоев русского общества: дворян, служилых и посадских людей.
Под воздействием новых идей, возникших с укреплением могущества Москвы и ее роли в процессе становления русской государственности, произведения искусства, создаваемые в этот период, приобретают все большую торжественность, а местные сложившиеся ранее художественные школы, начиная с XVI века, постепенно растворяются в общерусском стиле, вливаясь в него и утрачивая основные черты своей самобытности.