Подвески эпохи Возрождения

Наиболее ранними из представленных произведений золотых дел мастеров эпохи Возрождения в коллекции Особой кладовой Эрмитажа являются подвески XVI века.

Подвески носили на груди иногда на цепи, иногда просто приколотыми к платью, часто они служили украшениями беретов и шляп. На многих портретах того времени можно видеть драгоценности подобного рода, написанные так тщательно, что, кажется, они могут служить моделью для мастера. Это не удивительно, так как многие художники эпохи Возрождения в начале своей деятельности были ювелирами. В их произведениях мы находим все многообразие технических приемов этой отрасли художественной промышленности. Здесь чеканка и гравировка по золоту, и техника выемчатых и расписных эмалей, и применение драгоценных камней.

В украшенной каплевидными жемчужинами подвеске в виде летящего амура очень тонко прочеканена его кудрявая голова.

Среди разнообразных материалов, применяемых ювелирами, одним из излюбленных был "барочный" жемчуг — жемчуг неправильной, причудливой формы. Здесь природная неровность поверхности, чередованием света и тени усиливает обычную перламутровую игру жемчуга, создает впечатление живой переменчивости. Исходя из формы жемчужины, мастер придумывает ту или иную фигуру, дополняя ее золотом, эмалью и украшает драгоценными камнями. К таким изделиям относится, среди прочих, подвеска в виде лебедя, основу которой составляет такой барочный жемчуг.

К сожалению, до наших дней сохранилось не много экземпляров из богатой коллекции роскошных подвесок эпохи Возрождения. Когда придворная мода изменилась, многие из них были переплавлены, драгоценные камни из них использовались для других ювелирных изделий.

Летящий амур. Нидерланды, XVI в. / www.kulturamira.ru Лебедь. Нидерланды, XVI в. / www.kulturamira.ru