СИМОНЕ МАРТИНИ
Ок. 1284-1344
Мадонна
Между 1339 и 1342 гг. Дерево, темпера. 30,5 X 21,5 см.
Симоне Мартини — один из виднейших мастеров сиенской школы XIV века. Искусство Сиены находилось под воздействием северной готики. Нарядность, декоративность, утонченное изящество — черты, отличающие живопись Сиены,— характерны и для Симоне Мартини. Вместе с тем, на него оказало влияние творчество одного из первых мастеров итальянского Возрождения, флорентийского живописца Джотто. Глубоко одухотворенное искусство Симоне Мартини созвучно лирической поэзии Франческо Петрарки, с которым художника связывала большая дружба. Для Петрарки Мартини написал портрет Лауры, нежно любимой поэтом и воспетой им в стихах.
Картина "Мадонна" относится к позднему периоду творчества Симоне Мартини, времени пребывания его на юге Франции, в Авиньоне, в 1339—1342 годах.
Она представляет собой створку диптиха, в котором была изображена сцена благовещения. В картине пленяют красивое сочетание золотого фона с красным и синим тонами одежд, певучая плавность линий, изящное движение тонких рук Марии. В удлиненных пропорциях, изогнутом силуэте фигуры ощущается влияние готики.
Долгое время считалось, что вторая створка с изображением архангела Гавриила, принесшего Марии весть о предстоящем рождении Христа,— утрачена. Ныне существует предположение, что этой створкой является хранящийся в Национальной галерее Вашингтона "Архангел", размеры которого и орнамент обрамления совпадают с эрмитажной картиной.
"Мадонна" находилась в собрании графа Г. С. Строганова в Риме. В 1911 году согласно завещанию владельца была передана в Эрмитаж.