ПИТЕР ПАУЛЬ РУБЕНС

1577-1640

Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Ок. 1625 г. Дерево, масло. 63,5 X 47,8 см.

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы / www.kulturamira.ru В портретах работы Рубенса мы чаще встречаемся с импозантностью и несравненным живописным блеском, чем с вдумчивой, проникновенной интимностью, не свойственной бурному темпераменту мастера. Тем более поражает зрителя необычный для его творчества "Портрет камеристки инфанты Изабеллы". Художник следует строгой традиционной форме погрудного портрета, но образ девушки возвышенно-лиричен, овеян поэзией. Ее ясный, спокойный взгляд, слегка тронутые улыбкой губы, выбившаяся из прически прядь волос придают портрету интимный характер.

Миловидное девичье лицо обрамлено светлым полукружием белого гофрированного воротника. Рефлекс от него усиливает впечатление сияния, как бы излучаемого кожей,' сотканной из нежнейших розовых, желтоватых и перламутровых оттенков. Тонкие, прозрачные лессировки, сквозь которые просвечивает светлый грунт, делают живопись мерцающей, создавая иллюзию внутренней озаренности. Огромные светло-зеленые лучистые глаза и золотистые волосы доводят это впечатление до наивысшего звучания.

В музее Альбертина в Вене хранится подготовительный рисунок Рубенса к этой картине. На листе подпись на старофламандском языке: "Камеристка инфанты в Брюсселе". Отсюда и происходит название портрета.

На рисунке девушка изображена почти ребенком,болезненного вида с не по-детски грустными глазами и большим ртом. В картине художник делает ее старше, красивее и, главное, придает облику одухотворенность. Но идентичность изображенного лица на рисунке и в портрете несомненна. Сравнение эрмитажной картины и венского рисунка с достоверными портретами дочери художника Клары-Серены, умершей в двенадцатилетнем возрасте, навело исследователей на предположение, что венский рисунок— этюд, сделанный художником с дочери во время ее последней болезни, а эрмитажная картина — посмертный портрет Клары-Серены.

"Портрет камеристки инфанты Изабеллы" был приобретен для Эрмитажа в 1772 году в составе коллекции Кроза в Париже.