ТОМАС ГЕЙНСБОРО

1727-1788

Портрет герцогини де Боуфорт (?)

1770-е гг. Холст, масло. 76 X 64 см.

Томас Гейнсборо. Портрет герцогини де Боуфорт(?) / www.kulturamira.ru Томас Гейнсборо — один из крупнейших и наиболее своеобразных портретистов Англии XVIII века. В его искусстве проявились характерные черты английской живописи времени ее расцвета: непосредственность и свежесть восприятия натуры и высокое живописное мастерство. Но наряду с этим в произведениях Гейнсборо в большей степени,чем у его современников, ощущается влияние искусства ван Дейка, сыгравшего большую роль в развитии английской портретной живописи. Одно из лучших произведений художника — "Портрет герцогини де Боуфорт(?)" (есть основания сомневаться в правильности идентификации изображенного лица) — создано им в расцвете творческих сил.

Фигура молодой женщины в открытом платье из прозрачной белой ткани мягко выделяется на темном фоне. Ее напудренные волосы уложены в замысловатую прическу. Крупные локоны, спускающиеся на покатые плечи., оттеняют свежесть юного лица с полуоткрытыми влажными губами и миндалевидными темными глазами. Легким движением правой руки она придерживает на груди голубой шелковый шарф. Сероватые, голубоватые, розоватые и белые тона, кое-где усиленные яркими мазками, помогают передать изящество и красоту модели.

Живопись картины отличается исключительной легкостью и динамичностью. Тонкий слой красок сияет переливами нежных полутонов. Ощущение динамики усиливается своеобразным приемом художника: он как бы рисует кистью, а не пишет отдельные части портрета. Эта манера, напоминающая технику пастели, особенно заметна в трактовке волос изображенной дамы.

Смелость живописных приемов Гейнсборо поражала современников. Так, Рейнолдс отмечал "странные пятна и черточки" на картинах Гейнсборо, "которые кажутся скорее результатом случайности, чем сознательного намерения". Именно эта, не связанная академической традицией, техника является одним из высших достижений Гейнсборо.

"Портрет герцогини де Боуфорт(?)" поступил в Эрмитаж в 1916 году из собрания А. 3. Хитрово по завещанию.