АЛЬБЕР МАРКЕ
1875-1947
Набережная в зелени
1906 г. Холст, масло. 60 X 72 см.
Слева внизу: Marquet
Марке впервые выступил вместе с фовистами, и его ранним полотнам свойственна та же резкая красочность, которая отличает работы молодого Матисса. Но уже через год или полтора Марке отходит от этого течения. Характер его работ меняется: краски становятся сдержаннее и гармоничнее, художника начинает все больше интересовать проблема передачи атмосферы. Как наследие фовизма у Марке сохраняется склонность к смелым красочным обобщениям и использование чистого звучного цвета наряду с валерами.
Среди громадного количества созданных Марке пейзажей примерно половину составляют виды Парижа. Своим творчеством Марке продолжал и развивал традицию, начатую импрессионистами. В его полотнах облик Парижа обрел незабываемо характерные черты. Особенно охотно художник писал Сену, то сверкающую под лучами солнца, то угрюмую и темную от осенних дождей, то изображая ее в мглистые зимние дни, когда воды реки приобретают желтоватый оттенок...
"Набережная в зелени" (набережная Лувра с видом на Новый мост) является прекрасным образцом живописи Марке. В этой картине проявляется отличительное свойство его таланта: умение строить конструктивно четкую, легко обозримую композицию. Горизонт поднят, линии набережной по диагонали пересекают пространство картины. Динамичность композиции уравновешивается, однако, "плоским" цветом: усвоив уроки фовизма, Марке намеренно ослабляет цветовую перспективу. Стремясь передать впечатление знойного летнего дня, он сводит колористическое решение картины к немногочисленным, но абсолютно точно найденным соотношениям: по контрасту с белыми и палевыми плоскостями, как бы залитыми светом, особенно глубокими и холодными кажутся лиловые тени. Яркая зелень густой листвы местами "прорывается" рыжеватыми, словно побуревшими от солнца, пятнами. Ощущение жаркого дня усиливается и тем, что Марке подчеркивает лиловой краской четкие контуры теней, отбрасываемых деревьями на середину улицы.
Соединение противоположных начал — сочетание архитектурной классики и повседневности в самом мотиве, динамизм и вместе с тем строгий расчет композиции, употребление полутонов и чистого цвета — придает пейзажам Марке неповторимую характерность, сообщает его произведениям и жизненную достоверность, и обостренность восприятия, свойственную новой живописи.
Картина поступила в Эрмитаж в 1930 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.