ПАБЛО ПИКАССО
1881-1973
Мальчик с собакой
1905 г. Картон, гуашь. 57 x 41 см.
Слева наверху: Picasso. 05.
Новую эру в мировом искусстве ознаменовало творчество Пабло Пикассо. Француз испанского происхождения превосходит своих предшественников в выразительности образа, достигнутой крайней напряженностью линий и невиданной для того времени смелостью в передаче форм.
Пабло Пикассо родился в Малаге, учился живописи в Барселоне, а затем в Мадриде в Академии Сан Фернандо. Талант Пабло проявился еще в детстве. Уже в 15 лет он писал с мастерством и уверенностью зрелого мастера. Юный художник приехал в Париж в 1901 году, — с точки зрения академического искусства он был уже сложившимся мастером: вполне профессионально писал и в совершенстве владел рисунком. Новое французское искусство захватывает Пикассо, он жадно впитывает многообразные влияния; его внимание привлекают Домье и Дега, Ван-Гог и Тулуз-Лотрек. Творчество Пикассо, яркое, остро гротескное и самобытное, в этот период не лишено оттенка подражательности. Однако начиная с 1901 года Пикассо вырабатывает собственный стиль, который характеризует так называемый "голубой период" в его искусстве. Художник пишет исключительно в холодной, сине-голубой гамме. Персонажи его картин — нищие, больные или выброшенные из жизни люди. Холодный колорит придает произведениям то грустное, то трагическое звучание.
Тема обездоленных переходит в следующий, так называемый, "розовый период" творчества Пикассо. Грусть его носит теперь более светлый, лирический оттенок. Колорит картин строится на сочетании нежных розовых и голубых тонов. Художника привлекают сюжеты из быта странствующих циркачей. Перед зрителем проходит их жизнь — тяжелая, нищая, хотя и не лишенная своеобразной романтической прелести. Особую роль в этих картинах играет тема душевной близости, нежной любви или товарищества.
О мастерстве его рисунка позволяет судить превосходная маленькая гуашь "Мальчик с собакой", находящаяся в собрании Эрмитажа, которая прекрасно характеризует искусство Пикассо "розового периода".
Тихая и верная дружба связывает тщедушного мальчика и собаку — простую дворнягу с умной мордой, доверчиво прижимающуюся к ноге своего маленького хозяина, в то время как тот гладит ее по голове. Пикассо подчеркивает худобу мальчика, несколько нарушая пропорции его тела, но эта деформация (не мешающая, кстати, заметить великолепный рисунок) только подчеркивает производимое впечатление и потому служит усилению правдивости. Картина трогательна без сентиментальности, она глубоко человечна. Изображая худого, бледного, большеголового ребенка, голодного и одетого в рубище, художник не унижает его достоинства, но придает его образу тонкую поэтичность. В "Мальчике с собакой" проявляется высокий гуманизм Пикассо, составляющий главную черту всего его искусства.
Картина поступила в Эрмитаж в 1935 году из Государственного музея нового западного искусства в Москве.