Возникновение городской культуры на Руси

Височная подвеска в виде фигуры конька из Древней Ладоги / www.kulturamira.ru Города как особый тип населенного пункта возникают на Руси в IX—X веках. В XI веке они предстают уже окончательно сложившимися. Древнерусские города были административными, культурными и религиозными центрами, в них сидел князь, им подчинялась обширная территория, на которой располагались сельские населенные пункты, а нередко и более мелкие города. Крупные города были центром обороны этой округи. В X —XIII веках все города — и крупные, и мелкие — имели оборонительные сооружения. Само слово "город" означало в Древней Руси прежде всего укрепленное место — то, что обнесено стеной, "огорожей", "градом". Города были крупнейшими центрами ремесла и торговли. Обилие городов на Руси поражало чужеземцев. Об этом писал еще в IX веке анонимный баварский географ. В средневековой Скандинавии Русь называли "Гардарики" — "страной городов".

Характерные украшения горожанки — шейная гривна, колты, бусы и стеклянный браслет. Колты — это небольшие, полые внутри медальоны круглой или щитковой формы, иногда обрамленные радиально расходящимися от краев лучами с шариками, украшенными зернью или жемчугом, на концах. Сверху они имели высокую дужку, за которую подвешивались к головному убору или вплетались в волосы.

В XI—XIII веках широкое распространение получили изготовлявшиеся русскими мастерами браслеты из цветного стекла. Такие браслеты были гладкими — плоскими или круглыми в сечении — либо витыми. Они делались из стекла желтого, фиолетового, зеленого, коричневого, голубого, черного цветов. Иногда встречаются и двухцветные браслеты. Техника изготовления двухцветных украшений заключалась в том, что гладкий или витой браслет из стекла одного цвета перевивали тоненькой ниточкой стекла другого цвета. Выглядели они очень эффектно.

Ладога была одним из древнерусских городов. Первые оборонительные сооружения из дерева появляются в Ладоге еще в IX веке. Археологам удалось установить, что уже в X веке они были заменены другими, каменными. Это была первая каменная крепость на Руси.

Своего расцвета Ладога достигает в XII веке. В это время она входит в состав Новгородской земли. В 1114 году управлявший Ладогой посадник Павел строит новую каменную крепость, которая не раз выдерживала натиск неприятеля. В 1144 году на Ладогу напало финское племя емь. Ладожане, объединившись с новгородцами, разбили врага и прогнали его. В 1164 году к Ладоге на 55 судах подошли шведы. Ладожане "затворишася в граде" и выдержали многочисленные приступы неприятеля. Шведы были вынуждены снять осаду и отойти к устью реки Воронеги, где их разбил соединенный отряд ладожан и новгородцев.

В конце XV — начале XVI века при Иване III, когда Ладога входила уже в состав Московского государства, в связи с развитием огнестрельного оружия и артиллерии крепость еще раз перестраивается. В таком виде она и дошла до нашего времени.

В XII — начале XIII века, в эпоху расцвета Ладоги, в ней было выстроено шесть каменных храмов. Два из них — церковь Георгия и церковь Успения — сохранились до наших дней, остатки других были раскопаны археологами. Каменные храмы Ладоги были расписаны фресками.

Выполненная в XII веке роспись церкви Георгия почти целиком сохранялась на стенах храма до 1848 года, когда во время одного из ремонтов приказали сбить их со стен. Сбитые со стен фрагменты фресок ведрами выносились из церкви и высыпались в одну из полуразрушенных башен крепости. Фрески, которые не удалось сбить, были заштукатурены. Узнав об этом, работавшая в Петербурге Археологическая комиссия отдала распоряжение расчистить заштукатуренные фрески и не допускать их порчи. Уже в советское время оставшиеся росписи были подвергнуты тщательной реставрации, и сейчас они украшают стены и своды древнего храма.

В Эрмитаже хранятся фрагменты фресок, сбитых в 1848 году со стен храма. Они были извлечены из завала мусора в разрушенной башне известным русским археологом В. А. Прохоровым, который во второй половине XIX века предпринял попытку спасти погибшие фрески.