Срербряные ковши и братины XVII века
Одна из древнейших форм русской посуды — ковш, напоминающий плывущую птицу,— известна на Руси с X века. Из ковшей пили обычно бражный мед, причем с XV века для красного меда использовали ковши золотые, для белого — серебряные. Помимо прямого назначения, ковши играли роль наградных символов, являясь "жалованными", "отличительными" наградами. С конца XVII века они приобретают значение лишь почетной награды, полностью утрачивая свое практическое назначение: на них указывают имя награжденного, повод для награды, дату и т. п. Серебряными ковшами награждали за самые различные заслуги: личные (например, за стрижку царя или за лечение больной царицы), государственные — "за посольскую службу", "за строение нового города", за сбор пошлин. Так, один из ковшей был пожалован в 1661 году Алексеем Михайловичем "голове ружейного двора" Афанасию Захарьеву, другой, судя по надписи, принадлежал неким Параксииым — Федору Тимофеевичу и его жене Екатерине Федоровне. Ковш А. Захарьева отличается характерной для московских ковшей формой, созданной ювелирами Москвы еще в середине ХУІ века и сохранившейся в следующем столетии: это сосуд большого размера, низкий, с широким плоским дном и гладким туловом.
На изделиях из драгоценных металлов надписи служили иногда единственным украшением. В XVII веке их используют наряду с другими декоративными элементами, но они сохраняют свое значение в системе декора, являясь его неотъемлемой составной частью. На небольшой части поверхности, предназначенной для текста, мастера порой размещают длинные пространные надписи, не только сообщающие имя владельца, но и содержащие разного рода пожелания и изречения. Они использовали трудно читаемый вид письма, название которого (вязь) определенным образом передает его характер: тесно расположенные вытянутые буквы создают впечатление сплошного орнамента. Подобной надписью снабжена небольшая серебряная золоченая братина, пожалованная царем Алексеем Михайловичем воеводе и стольнику князю Михаилу Алегуковичу Черкасскому. Братины, небольшие шарообразные сосуды на поддоне, иногда с крышкой, наряду с чашами и ковшами употреблялись на пирах для провозглашения заздравных тостов; в допетровское время они назывались заздравной чашей. После традиционной трапезы, согласно древнему русскому обычаю, существовавшему при великокняжеском и царском дворе, пили три чаши: во славу Бога, в честь Богоматери, за здоровье князя или царя. Затейливая по рисунку сложная надпись, обрамляющая венчик братины М. А. Черкасского, сочетается с покрывающим всю поверхность тулова рельефным травным орнаментом, напоминающим декоративный ковер. Плавные линии чеканного орнамента мягко подчеркивают округлую форму братины, которая может служить примером прекрасно найденных пропорций.
Знакомство с произведениями мастеров итальянского Возрождения, с орнаментальными мотивами искусства стран Востока, и прежде всего Турции и Ирана, а также стремление отойти от традиционно стилизованного орнамента предшествующего времени вызвало появление в декоре изделий русских ювелиров XVII века пышных цветов, листьев, пальметок, изображений "гвоздики-опахала", "гранатового яблока", кипариса.
К концу XVII века традиционные формы национальной утвари постепенно вытесняются новыми формами. Появляются высокие стопы с округлыми или гранеными стенками, стаканы, чарки. Изображение сивилл в виде женских фигур с распущенными волосами и в длинных одеяниях, пришедшее в русскую культуру после знакомства с западной гравюрой, получает широкое распространение. Они встречаются и в росписях соборов (Успенский, Благовещенский соборы Московского Кремля), на предметах культового характера и на серебряной посуде.
Предназначенные для крепких вин небольшие плоские чарки, как и другие виды утвари, украшались разнообразными орнаментальными мотивами, изображениями людей, животных, птиц, рыб; для их изготовления использовались сложные и оригинальные технические приемы. Золоченые чарки украшались чернью, покрывались мельчайшими черневыми травками, цветами, вьющимися стеблями; на этом темном бархатистом фоне разворачивается резной золоченый орнамент. Кроме трав, цветов и плодов, в их декоре во второй половине XVII века появляются мотивы восточного орнамента, изображения птиц, животных, а сам черневой орнамент приобретает живописный характер.