Произведения русского искусства XVII века
Яркое, нарядное и красочное декоративно-прикладное искусство XVII века сменяет строгие по композиции и декору, лаконичные по художественному языку произведения предшествующего столетия. Пышное узорочье покрывает изразцы и декоративное шитье, книжные украшения и металлические сосуды; на всех видах прикладного искусства этого времени, сохраняющих, в основном, свою традиционную форму, сказывается стремление к насыщенной орнаментальности и усложненной декоративности.
В предметах русского декоративно-прикладного искусства XVII века применяются все известные ранее разнообразные приемы и способы обработки металлов — литье и тиснение, гравировка и чеканка, резьба, зернь и скань, чернение и золочение. Известное и прежде искусство финифти впервые в конце XVII века обогащается новыми приемами: появляется живопись по эмали (сначала орнаментальные мотивы, а в 1680—1690-е годы — изображения людей, животных, птиц). Произведения прикладного искусства XVII века из серебра позволяют судить о высоком художественном уровне и мастерстве исполнения предметов не только церковного, но и светского назначения. Последние использовались в повседневном быту во время парадных обедов и приемов, являлись дарами или наградами. Хранились они обычно в кладовых Казенного двора и в Мастерской палате, куда попадали не только особо почитаемые семейные иконы (в XVII веке специально для их хранения была создана Образная палата: только за годы царствования Алексея Михайловича ему было поднесено более 8 тысяч различных икон), ювелирные изделия, но и изготавливалась утварь для повседневных нужд двора.
Произведения прикладного искусства, выполненные в мастерских Московского Кремля, отличаются особенно высоким художественным и техническим уровнем. В то же время в провинциальных художественных центрах создавалось большое число первоклассных произведений искусства, отличающихся неповторимым своеобразием. Формы этих изделий, в частности посуды, зачастую повторяют формы народной утвари (деревянной или керамической), лишенной нарочитости, удобной для пользования.
Среди предметов церковного назначения XVII века — многочисленных венцов, цат, украшавших иконы, крестов — небольшие серебряные кадила, напоминающие собой миниатюрные модели архитектурных сооружений, нередко повторявшие форму конкретного памятника русского зодчества. Круглые или прямоугольные в плане, эти чеканные кадила передавали форму кровель деревянных или каменных соборов Руси, сохраняя архитектурные детали и сочетания основных объемов оригинала.
Техника финифти более всего отвечала характерному для XVII века стремлению к красочной декоративности и была одной из наиболее распространенных в ювелирном искусстве. На смену сдержанным по цвету светлым эмалям XVI века приходят яркие, многоцветные и сочные эмали мастеров следующего столетия.
На протяжении XVII века совершенствуются многие приемы эмальерного искусства, среди которых техника росписи по эмали занимает особое место. Центром ее становится Сольвычегодск, в то время как в Москве она не получает широкого распространения. Техника сольвычегодских эмалей, известная под названием усольских, очень своеобразна: на белую непрозрачную эмаль наносили темный контур рисунка, а затем расписывали прозрачными красками. Просвечивающий контурный рисунок придает всему узору ярко выраженную графичность, напоминая раскрашенную гравюру. Сюжеты росписей для эмалей часто черпались их создателями из русских и иностранных книжных иллюстраций. Примером могут служить небольшие, простые по форме чаши с аллегорическими изображениями, библейскими персонажами, сказочными героями, животными в обрамлении крупных цветов и листьев. Часто эмалевой живописью украшалась не только внутренняя, но и внешняя сторона сосуда. На одной из эрмитажных чаш усольской работы помещены круглые медальоны с погрудными изображениями людей. Часто такие рисунки, аналогичные лубочным картинам, сопровождались поясняющими надписями. В той же технике выполнены и орнаментальные мотивы, покрывающие поверхность небольших фигурных медальонов, черенков ножей и вилок, флаконов, стаканов, различных коробочек, баночек для румян и других предметов. Все они отличаются богатством цветовых сочетаний, разнообразием орнаментальных мотивов, характерными для работ сольвычегодских мастеров конца XVII века.
Финифтью украшались не только золотые и серебряные изделия, но и самые разнообразные предметы из меди. Техника эмали по литью, в которой исполнены ларцы, перечницы, флаконы, чернильный прибор и подвесные чернильницы, наугольники (украшения книжных переплетов), венчики, цаты, серьги и другие предметы, почти не отличается от техники выемчатой эмали: углубление для эмали, сделанное на предмете при его отливке, заполняется эмалевым порошком, после чего изделие подвергается обжигу, а затем полировке. Колорит этих эмалей, в отличие от яркой, красочной расписной усольской финифти, отличается строгостью и сдержанностью, сравнительно небольшим числом используемых цветов, в декоре таких изделий господствуют стилизованные растительные и геометрические орнаменты.
Высоким мастерством росписи отмечены также деревянные царские врата с сенью и столбиками. Затейливый по рисунку стилизованный орнамент заполняет всю поверхность фигурной по рисунку сени, граненых столбиков и створок. Растительно-орнаментальные элементы царских врат органично сочетаются с традиционными изображениями "Благовещения" и четырех евангелистов.