Утраченные секреты техники зерни. Греческие серьги конца V века до н. э.
В конце V века до н. э. греческие ювелиры вырабатывают особую форму серьги, состоящую из диска, большой сложной подвески наподобие лунницы или ладьи и прикрепленных к ней многочисленных переплетенных цепочек, в свою очередь заканчивающихся подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.
Большой интерес представляют феодосийские серьги, названные так по месту находки в некрополе древнего города Феодосии. Это образцы того своеобразного вида древнегреческого ювелирного искусства, который принято называть микротехникой и которым особенно славились афинские мастера. Каждая серьга состоит из богато орнаментированного диска, края которого покрыты несколькими рядами зерни. По внутренней поверхности его размещены восемь изящных пальметок с розетками у оснований, а центр украшает пышный многолепестковый цветок. Главное украшение серьги занимает многофигурная композиция, выполненная в микроскопических формах: четверкой мчащихся во весь опор коней, запряженных в колесницу, управляет крылатая Ника. Рядом с ней стоит воин с большим щитом, готовый на ходу выпрыгнуть из колесницы для того, чтобы самому закончить бег до финишной ленты. Здесь представлен широко распространенный в Афинах вид спортивных состязаний. Достойна восхищения и мельчайшая зернь, которой усеяна поверхность лунницы, обрамленная снизу розетками, чередующимися с головками грифонов. Если в ольвийских серьгах зернь крупная, хорошо различимая, то в феодосийских ее невозможно рассмотреть без лупы. При сильном увеличении видно, что крохотные зерна соединены по четыре и размещены рядами. Именно эта деталь отделки и создала всемирную славу феодосийским серьгам.
Дело в том, что техника зерни, изобретенная древнегреческими мастерами, позднее была утрачена. Поэтому, когда в 1853 году нашли эти серьги, то они привлекли внимание золотых дел мастеров. Многие ювелиры Парижа и Петербурга пытались сделать копию украшений. В связи с этим появилось много легенд, ибо задача воспроизвести феодосийские серьги оказалась невыполнимой из-за незнания способа пайки и состава припоя, применявшихся мастерами древности. В конце концов, ювелиры сумели соединить три зерна вместо четырех, но все же древняя техника зерни и по сей день по существу остается неизвестной.