Серьги и подвески из кургана Куль-Оба
Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по такому же принципу, что и серьги. Замечательны по своему художественному, а также историческому значению височные подвески из кургана Куль-Оба. Диск-медальон с тончайшей ажурной подвеской в виде сетки из золотых переплетенных цепочек с розетками и бутонами на концах украшен рельефным изображением головы Афины в богатом шлеме. Любопытно, что по преданию, сохранившемуся в описании Павсания, именно такой шлем венчал голову знаменитой статуи Афины-Девы, изваянной из золота и слоновой кости скульптором Фидием для храма Парфенона в Афинах в 40-е годы V в. до н. э. Статуя погибла в VI веке н. э., но ее изображения сохранились в римских копиях. Ценность куль-обских подвесок и состоит в том, что в них мы имеем редкое, единственное в своем роде и самое раннее воспроизведение знаменитой скульптуры. Очевидно, создание рельефа медальона было навеяно оригиналом, который мастер. видел своими глазами. Возможно, подвески были изготовлены непосредственно в мастерской Фидия, ибо известно, что он был не только скульптором, но, как и многие другие великие скульпторы Греции (Поликлет, Мирон), еще и торевтом. В подтверждение этому совсем недавно в Олимпии при археологических раскопках учеными была открыта ювелирная мастерская, принадлежавшая Фидию.
Из того же кургана происходят дисковидные серьги с ладьевидной подвеской, аналогичные по технике и форме феодосийским. Тонко и изящно выполненные детали настолько малы, что их невозможно рассмотреть невооруженным глазом. Диск сплошь покрыт микроскопическим филигранным узором из гирлянд, волют и листьев аканфа, в которые вплетаются цветы, сделанные в технике зерни, ряды жемчужной нити и едва различимых ов, заполненных синей и голубой эмалью. Самое удивительное состоит в том, что между лепестками двойной розетки, расположенной в центре диска, вкомпонованы четыре фигурки нереид — морских нимф — согласно легенде, несущих Ахиллу шлем, меч и другое оружие. К ладьевидной подвеске, украшенной тончайшим узором филиграни, в три яруса прикреплены на коротких и длинных цепочках бутоны лотосов — большие и маленькие, поверхность которых покрыта зернью и гравировкой. Места прикрепления и соединения цепочек прикрыты розетками, инкрустированными бледно-голубой эмалью.