Античные ожерелья IV века до н.э.
Излюбленными украшениями женщин были ожерелья, декору которых греческие мастера также уделяли много внимания. В ожерельях часто применяется инкрустация.
Словно из нежных бледно-голубых незабудок сплетено золотое ожерелье из Пантикапея. Его дополняют подвески в виде бутонов, розеток и масок бородатых силенов.
Великолепным образцом изобретательности ювелиров является ожерелье из феодосийского погребения, где были найдены и серьги. Гибкая, эластичная и в то же время довольно массивная тесьма, сплетенная вручную из тонких золотых нитей, с застежками филигранной работы на концах, составляет основу ожерелья. К тесьме подвешены переплетающиеся цепочки с бутонами и стрельчатыми подвесками. По краю тесьмы, скрывая место прикрепления к ней цепочек, напаяны филигранные двойные розетки, украшенные зернью. Они чередуются с миниатюрными, почти невидимыми полуфигурами крылатых пегасов, а к ним на колечках припаяны подвесочки в виде женских герм.
Любопытно по форме и исключительно по мастерству исполнения своеобразное ожерелье-обруч (пектораль) из Большой Близницы. Основу его составляет ажурный фриз из спаянных между собой фигурок коз, овец, баранов, а на каждом суживающемся конце пекторали - собака и заяц. Животные изображены на природе среди цветов в самых разнообразных положениях, живо схваченных с натуры. Застежки пекторали украшены львиными головами. Это украшение напоминает пертораль из кургана Толстая могила, ныне хранящуюся в Золотой кладовой Киево-Печерской Лавры.
С большой выдумкой и вкусом отделаны застежки всех ожерелий. Как правило, они имеют продолговатую овальную или четырехугольную форму и обрамлены овами либо жемчужной нитью. Поверхность их обычно украшают сложные изощренно изогнутые пальметки с волютами и всевозможными цветами.