Витые браслеты V—IV веков до н.э.
В V—IV веках до н. э. излюбленными были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетенные из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных.
Массивные золотые браслеты из Куль-Обы завершаются фигурами сфинксов. Сложив крылья, они как бы застыли друг против друга, вцепившись в свившуюся в клубок змею. Отточены строгие лица сфинксов, мастерски переданы резьбой волосы и оперения крыльев. В волосах — диадема в виде ленты с гирляндой; на шее — ожерелье с подвесками; в ушах — серьги.
Не менее эффектны золотые браслеты из Большой Близницы с львиными фигурами на концах, как бы стремительно несущихся навстречу друг другу. В них замечательно сочетаются реалистическая трактовка мельчайших деталей и орнаментальные мотивы декора втулки. Эта манера была свойственна греческим мастерам эпохи классики.
Нередко концы браслета завершаются львиными головками, причем втулки богато орнаментированы филигранью и инкрустированы цветной эмалью. Среди них часто встречаются гладкие серебряные браслеты на бронзовой основе. Этот тип особенно широко был распространен в городах Северного Причерноморья, в частности в Пантикапее, в мастерских которого они изготавливались.