Ювелирные изделия из Западной Европы XVIII века
XVIII век — период необычайного расцвета прикладного искусства во всех европейских странах; ювелирные изделия этого времени представлены в Эрмитаже наиболее полно. На протяжении столетия с изменением стиля меняется внешний вид вещей — форма, рисунок; и если в конце XVII—начале XVIII века орнамент очень уравновешен и несколько сух в своей строгой симметричной повторяемости, то постепенно, при симметричном построении, трактовка его становится свободнее, сцены — полными движения. В 30-е годы XVIII века во Франции, а в других странах несколько позже, устанавливается стиль рококо, где господствующим мотивом орнамента является так называемый рокайль, т. е. завиток, напоминающий раковину, набегающую морскую волну или полусвернутый лист. Исчезает симметрия и жесткая прямая линия, все становится плавным, мягким, текучим.
Одним из наиболее распространенных ювелирных изделий XVIII века становится табакерка. Другой разновидностью ювелирных коробочек в XVIII веке были так называемые мушечницы. Внешне они ничем не отличаются от табакерок, только внутри имеют зеркало.
Большой интерес представляет также коллекция часов, где в украшении футляров ювелирное искусство нашло себе широкое применение.
В конце XV века была изобретена часовая пружина, давшая возможность со второй половины XVI века изготовлять маленькие портативные часы, те, что называются у нас карманными. Так как эти часы сами по себе были роскошью, то стремление украсить их поверхность кажется естественным. Часы тогда носили не в карманах, а на поверхности платья, на поясе, на шатлене (широкая, короткая цепь с крюком). Почти у каждого известного часовщика был постоянный ювелир, которому он заказывал футляры к своим механизмам. Помимо чеканенных в золоте сцен и орнаментов, применялась и облицовка футляров перламутром, подкрашенной кожей, цветным камнем.