Драгоценные табакерки XVIII в.
Начиная с конца XVII века, прежде в Западной Европе, а потом и в России, входит в моду нюхание табака. Несмотря на то, что многие современники находили эту привычку отвратительной и неопрятной, она, как всякая мода, распространялась с поразительной быстротой. В той же степени росли и популярность табакерки, в первой четверти XVIII века сделавшейся излюбленным подарком не только частным, но и дипломатическим. И уже тогда табакерка становится предметом коллекционирования.
Кажется, что нет такой ювелирной техники и нет такого материала, который не был бы применен в изготовлении данных коробочек. Здесь чеканное золото и серебро, цветные камни, оправленные в золото, табакерки из дерева или из натуральной раковины. Применяется инкрустация золотом по перламутру, иногда — наоборот, а в некоторых случаях — инкрустация перламутром по перламутровому же фону; темная и светлая черепаха с тончайшим золотым узором.
Написанный эмалью натюрморт обрамлен свободными рокайлями из бриллиантов, перламутровая инкрустация легкими переливами света как бы придает призрачность изображенным птицам. Бриллианты, какой бы величины они ни были, только подчеркивают рисунок агатовой табакерки, являются световыми центрами его, а не чем-то самодовлеющим.
При этом мастер никогда не забывает о назначении вещи, о возможности пользования ею. Табакерки того времени очень удобно помещаются в руке и так плотно закрываются, что ни одна крупинка табака не может выпасть и вместе с тем без всякого усилия открываются.
В некоторых случаях табакерка теряет свое прямое назначение и служит только для хранения портрета. Одна из таких сердоликовых портретных коробочек парижской работы 1724—1725 годов с портретами Людовика XV и Марии Лещинской была подарена жене русского посла в Париже.