Произведения Древнего Новгорода
"Господин Великий Новгород" уже в X—XI веках был вторым по значению после Киева городом на Руси. В XII веке Новгород добивается политической самостоятельности. В 1136 году новгородцы, собравшись на вече — народное собрание, — изгнали князя. Новгород стал феодальной республикой. С этого времени князья, хотя они и жили в Новгороде, не играли в его политической жизни сколько-нибудь заметной роли. Новгородцы по своему усмотрению приглашали их либо изгоняли. Новгородская феодальная республика просуществовала до 1478 года, когда Новгород был присоединен к Московскому княжеству.
Новгородская земля избежала монголо-татарского нашествия. Испытавшие ожесточенное сопротивление других русских земель полчища Батыя, не дойдя до Новгорода, повернули обратно. Однако в это же время над Северо-Западными землями Руси нависает угроза с Запада. Дважды, в 1240 году на Неве, и в 1242-м — на Чудском озере, дружины новгородцев и псковичей под предводительством князя Александра Ярославича разгромили захватчиков — сначала шведов, а затем немецких псов-рыцарей и отстояли свою независимость. После победы над шведами князя Александра Ярославича стали называть Александром Невским.
Почва в Новгороде обладает повышенной влажностью, и в ней хорошо сохраняются остатки деревянных построек, изделия из дерева, бересты, кожи. Среди таких находок особенно интересны кусок бересты, украшенный цветным орнаментом (есть предположение, что это — фрагмент своеобразных берестяных обоев), и кожаная маска-личина. Такие маски надевались скоморохами во время весенних праздников — русалий.
Местная школа иконописи сложилась в Новгороде уже во второй половине XIII века, раньше, чем в других древнерусских землях.
В Эрмитаже хранится одна из ранних новгородских икон — "Святой Никола",— датируемой концом XIII—началом XIV века. Образ Николы в этой иконе отличается торжественностью и значительностью. В этом проявляется тесная связь ранней новгородской иконописи с монументальной живописью, с художественными традициями XI—XII веков. В то же время большие плоскости контрастных цветовых пятен придают иконе характер красочный и нарядный. Эти черты типичны для новгородских икон XIV—XV веков. Яркий киноварный фон — характерная особенность новгородской иконописи.