Культура Древнего Пскова
Псков — город-воин — возникает в X веке. В XI веке он становится одним из важнейших городов на Северо-Западе Руси. На протяжении XI — первой половины XIV века он был самым крупным "пригородом" Новгорода. Уже в XII столетии благодаря высокому уровню развития ремесел и торговли он превращается в большой и богатый город на северо-западных рубежах Руси. В 1240 году Псков был предательски отдан боярами-изменниками в руки псов-рыцарей, но в 1242 году был освобожден новгородскими дружинниками, под командой Александра Невского. Немецкий хронист XIII века писал о Пскове: "Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города равного Пскову".
В XIII веке власть в городе переходит в руки веча, и он, так же как и Новгород, становится феодальной республикой, а в XIV веке Псков становится независимым от Новгорода. Расцвет его культуры падает на XIV—XV века.
Находки, сделанные во время раскопок в Пскове, свидетельствуют о различных сторонах жизни псковичей — ремеслах, быте, культуре. В Пскове также были обнаружены берестяные грамоты.
Одна из самых ранних псковских икон — "Богоявление". Сложение псковской школы относится уже к XIV веку. Этим временем и датируется икона. Если для ранних новгородских икон характерна некоторая графичность, четко очерченный контур изображения, то псковские — написаны смело, размашисто. Своеобразен и колорит псковской живописи: вместо ярких, праздничных цветов, характерных для Новгорода, псковские иконописцы предпочитают сумрачные, тревожные тона, придающие их произведениям драматизм и напряженность.